Успеваемость российских школьников выросла: больше стало учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественно-научной грамотности. Это показало международное исследование PISA-2012, в котором приняли участие и школьники из Челябинской области.
Исследование PISA-2012 проводилось в 65 странах мира. В России знания школьников проверили у более пяти тысяч учащихся из 42 регионов.
Исследование качества общего образования проводится каждые три года и отвечает на вопрос – обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?
PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Этот тест оценивает грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. Он проходит при поддержке Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) раз в три года и проводится по трем направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
В 2009 году Россия была на предпоследнем месте по успеваемости школьников. В этом году показатели учащихся существенно выросли. Так, например, по математической грамотности – с 468 до 482 баллов, читательской грамотности – с 459 до 475 баллов, по естественно-научной грамотности – с 478 до 486 баллов.
По данным РИА «Новостей», в лидирующую группу стран по математической грамотности, как и в предыдущие годы, вошли Шанхай, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Корея со средним результатом 494 балла. По читательской грамотности лидируют школьники Шанхая, Гонконга, Сингапура, Япония и Кореи (средний балл 493). Что касается естественно-научной грамотности, то на первых позициях все те же – Шанхай, Гонконг, Сингапур, Япония, к которым присоединилась Финляндия (средний балл 501).
Результаты российских учащихся статистически ниже результатов школьников 30 стран, но значительно не отличаются от результатов учащихся 9 стран и выше результатов учащихся 25 стран.
«Челябинская область всегда старается принимать участие в российских и международных исследованиях. Для нас это полезный материал, который помогает понять, в каком направлении двигаться дальше, – говорит заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. – В целом по всем показателям у российских школьников есть рост. Конечно, пока Россия отстает от многих стран. Первые места занимают страны Юго-Востока и Финляндия. Я была там, изучала их опыт и могу сказать, что дело не в организации самого учебного процесса, а в том, как сформулирована задача, которая ставится перед школьниками. Например, мы привыкли, что есть правильный и неправильный ответ. В Финляндии же любой ответ может быть правильным, если доказан. Исследование PISA выявляет не общее количество знаний у ребенка, а его способность их использовать. То есть выпускник должен не просто знать формулы, а понимать в будущем, как начисляется заработная плата, налоги, уметь считать сдачу в магазине и так далее. Современные российские ФГОСЫ как раз направлены на практикоориентированность, развитие компетенций, а компетенция – это знание, умноженное на опыт».
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА