Школьные учебники подвергнутся серьезным переменам. Ужесточается процедура экспертизы, станут обязательными электронные версии. Своим мнением о преимуществах и недостатках нововведений, которые станут частью учебного процесса к 2015 году, поделилась педагоги и родители.
Согласно новым правилам, разработанным в министерстве образования и науки, учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при ведомстве и пройти пять экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную.
Сейчас школы пользуются старым перечнем, в котором около трех тысяч книг – как рекомендованных Минобрнауки, так и допущенных для использования в школе, но не имеющих грифа «рекомендовано». Отметим, в новый перечень попадут только те учебники, которые написаны для нескольких классов сразу, имеют электронное приложение и методическую книгу для педагога.
Учитель русского языка и литературы Лилия Тиликова скептически относится к идее многоступенчатой экспертизы: «Каждый специалист будет требовать свое, и в итоге учебник будет перегружен информацией. Даже те книги, по которым дети учатся сейчас, порой сложны для восприятия – а что будет потом?».
По словам Тиликовой, большой выбор учебников скорее вредит образовательному процессу. Приходя на ЕГЭ и открывая задания, ее выпускники сталкиваются с незнакомыми терминами. «Приходится либо давать детям два комплекта понятий, либо сразу называть типы придаточных предложений так, как написано в КИМе (Контрольно-измерительный материал. – Прим. авт.). Но затем я слышу от ребят закономерный вопрос: «Зачем нам книга, которая учит не так, как надо?». Лучше бы авторы инициативы подумали о создании единых учебников», – уверена учительница.
Что касается электронных приложений, с 1 января 2015 года они станут считаться самостоятельными книгами. Предполагается, что в электронной школе компьютерные пособия будут интерактивными, информативными и инновационными.
Зачем это нужно? По мнению главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, замена стопки учебников одним легким устройством существенно облегчит школьный рюкзак. При этом эксперты уверены, что и глазам электронный учебник не навредит. Школьные СанПиНы таковы, что даже старшеклассникам больше 25 минут подряд работать с компьютером запрещено. Общего времени урока, таким образом, должно хватить на работу и с устройством, и без него.
Еще одним плюсом электронных гаджетов заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева считает то, что учебники нового поколения сделают образовательный процесс более увлекательным. По ее мнению, в средней школе «у ребят пропадает интерес к чтению, они утрачивают навык восприятия информации».
Тем не менее у Лилии Тиликовой имеются серьезные сомнения по этому поводу. «Электронный учебник в любом случае даст нагрузку на глаза, на каком бы носителе он ни был – а я думаю, что, скорее всего, это будет планшет с небольшим экраном, – предполагает специалист. – На нем будет невозможно изучать и анализировать произведения литературы. Готовясь к уроку, ученики делают закладки, чтобы легче ориентироваться, оставляют карандашные пометки на полях. Без бумажной книги здесь не обойтись. Что до других предметов, то выводить фрагменты текста с заданиями, таблицами и схемами на проектор, как делает моя коллега – учитель истории, я не вижу смысла. Есть дети, которые воспринимают информацию только вслух. Есть и такие, которым сложно сосредоточиться и внимательно смотреть на экран в течение продолжительного времени», – делится наблюдениями учитель русского языка и литературы.
Говоря о тяжелых рюкзаках, Лилия Тиликова упомянула два важных момента. Во-первых, многие учебники сейчас выпускаются в тонких обложках, и вес ранца, таким образом, немного снижается. А во-вторых, начиная с пятого класса многие девочки и мальчики приходят на занятия с небольшими сумками, в которые едва ли помещается пара тетрадей. Если электронные учебники станут реальностью, дети, по мнению учительницы, просто не заметят разницы и по-прежнему не будут приносить учебник – ни бумажный, ни электронный. А вот учителя получат дополнительные проблемы.
Не до конца ясно, каким образом преподаватели познакомятся с принципами и тонкостями работы с электронными учебниками. В Минобрнауки предполагают, что учителей из удаленных регионов и сельской местности будут обучать с помощью дистанционных технологий. Но, как подчеркивает Тиликова, еще не во всех городских школах каждый учитель обеспечен хорошим компьютером и скоростным Интернетом – что уж говорить о районных учебных заведениях.
«Кроме того, реформа может подчеркнуть различия в материальном достатке, – опасается учительница. – Далеко не у всех есть возможность приобрести электронные учебники, а выдавать их бесплатно, думаю, не будут. Если даже это произойдет, у многих детей не будет стимула бережно относиться к тому, что не покупали. Вспомним, до какого состояния они доводят к концу года учебники из библиотеки».
Подобной точки зрения придерживается и мама третьеклассницы Олеся Найденова. По ее мнению, если всех школьников обеспечат электронными книгами, их век будет недолгим. «Дети постоянно швыряют и пинают свои портфели, да и просто роняют свои вещи из-за неловких движений, – отмечает Олеся. – Было бы неплохо, если бы в классе занимались по печатным книгам, а дома использовали электронную версию. Правда, как тогда поступить с малоимущими семьями, если учебники все же не будут бесплатными? В нашем классе, к примеру, есть ребята, у которых до сих пор нет компьютеров», – говорит Олеся Найденова.
Тем не менее, если родители не возражают против перехода на гаджеты, учителя настроены иначе. Во всем, что касается электронных книг, Лилия Тиликова занимает консервативную позицию: «Мне кажется, мы таким образом вообще отучим детей читать, и, кроме расстановки плюсов и минусов в тестах, они ничего не будут уметь. В погоне за новшествами мы рискуем потеряем то, без чего нельзя двигаться дальше».
Фото: Фото с сайта Churchaz.com