Юная японская пианистка Канон Мацуда играла в Челябинске во второй раз. Она призналась, что очень хотела вновь приехать в наш город, потому что во время выступления здесь с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева получила незабываемую благодарность публики. Надо сказать, что маленькая хрупкая пианистка челябинскую публику изумила в свой первый приезд. После концерта многие говорили, что не ожидали такой силы звука. Порой казалось, что за роялем сидит пианист-богатырь типа Дениса Мацуева. Если с Плетневым Канон Мацуда играла концерт Сен-Санса, то на этот раз выбрала Второй концерт Сергея Рахманинова, который исполнила с филармоническим оркестром под управлением Адика Абдурахманова.
Обилие чувств
– Почему Сергей Рахманинов?
– Потому что в его музыке вся Россия – ее безбрежные просторы, глубина души вашего народа, народный характер, столько красок природы... Это сама гармония. А еще тоска, ностальгия композитора по Родине... Такое обилие чувств! Русскую музыку нельзя не любить.
– Летом прошлого года вы играли этот концерт в Японии. Насколько интересна русская музыка вашим соотечественникам?
– Принимали очень хорошо. Русская музыка в Японии очень популярна: Чайковский , Рахманинов, Скрябин...
– Знаю, что вам очень хотелось еще раз приехать в наш город.
– Да, мне очень понравилась ваша публика, когда я с оркестром Михаила Плетнева выступала здесь, поэтому захотелось приехать сюда еще раз. Я очень благодарна, что меня пригласили.
– Канон, вы замечательно говорите по-русски. Брали специальные уроки?
– Нет, ничего специального. Я же учусь в Москве, много общаюсь с друзьями и одноклассниками, много читаю – мне нравится русская литература.
– Который год учитесь в Москве?
– Одиннадцать лет уже. Я приехала учиться в Москву, когда мне было шесть лет – такая маленькая испуганная девочка. (Улыбается.) Этим летом собираюсь поступать в московскую консерваторию.
Другая жизнь
– Страшно было ехать в Россию?
– (Смеется.) Очень. Мы приехали с мамой в Россию осенью, в Москве было так холодно, шел снег, рано темнело. Такого климата я не знала. А сегодня уже ко всему привыкла и мне очень нравится жить и учиться в Москве.
– У вас много друзей?
– Много. Все одноклассники – мои друзья. Все, с кем пришлось встретиться здесь, в России, были очень добры ко мне и маме, внимательны. Мне кажется, в России вообще люди очень дружелюбны и всегда готовы помочь. Без поддержки моих друзей и преподавателей мне было бы очень трудно привыкнуть к совершенно новой для меня стране.
– Вы начали заниматься музыкой в Японии?
– Да, родители решили, что для гармоничного развития важно заниматься музыкой. Еще я занималась балетом, плаванием. Но музыка победила все другие увлечения и стала моей профессией. Однажды преподаватель музыки, у которой я училась в Японии, пригласила коллег из Гнесинки. Именно тогда мы познакомились с моим нынешним преподавателем Ириной Петровной Ивановой. После мастер-класса она предложила приехать учиться в Москву.
– Сейчас о вас говорят как о пианистке русской школы?
– И я очень этим горжусь, потому что русский пианизм очень ценится во всем мире. И техника исполнительская особенная, и внутренний мир особый – это воспитывается и становится твоим год от года. Такой школы в Японии нет.
Все, что вокруг
– Вы победитель нескольких конкурсов. Соревновательность вас увлекает?
– Да, на конкурсе телеканала Культура «Щелкунчик» я получила «Золотого Щелкунчика», Первая премия была на конкурсе пианистов в Нью-Йорке... Но я не очень стремлюсь стать чемпионкой по конкурсам. (Смеется.) И потому достаточно редко в них участвую.
– Слушатели очень удивляются силе звучания инструмента, когда вы садитесь за рояль. Такая маленькая хрупкая девушка и такой мощный звук! Как вам это удается?
– (Смеется.) Поверьте, секрета никакого нет! Рояль будет звучать, если пианист полон эмоций, если он существо мыслящее. Тогда и рояль звучит в полную силу.
– Что вам помогает проникнуть в замыслы композиторов?
– Все, что меня окружает, – природа, люди, литература... Любое движение мысли, эмоций – все это ключ к раскрытию музыкального произведения. Только чувства, размышления, интерес к жизни делают музыканта интересным. Думаю, это относится к человеку вообще.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА