Международные программы двойных дипломов уровня магистратуры, совместные образовательные программы с зарубежными вузами-партнерами, реализация индивидуальных образовательных траекторий включенного обучения, предвузовская подготовка иностранных студентов к поступлению на основные образовательные программы университета, возможность взаимодействия в Сетевом университете Шанхайской организации сотрудничества – далеко не полный перечень образовательных услуг для российских и иностранных студентов, предоставляемых Институтом международного образования ЮУрГУ. Об инициативах и проектах в области международного образования, возможностях студентов и магистрантов университета получить качественное образование в зарубежных вузах, о первых магистерских диссертациях иностранных студентов на кафедрах ЮУрГУ и многом другом в разгар новой приемной кампании рассказал исполняющий обязанности директора ИМО ЮУрГУ Алексей Ангеловский.
Стратегические партнеры
– Алексей Анатольевич, судя по новостям сайта ИМО, количество международных образовательных программ в ЮУрГУ растет, и современные политические реалии этому не мешают?
– Что касается образовательных программ, планов их реализации и договоренностей с дружественными университетами Европы, Америки, Китая, то смены курса не произошло. В начале июня мы были приглашены на традиционную встречу в Лаппеенрантский технологический университет (Финляндия), которая была посвящена вопросам эффективности и успешной практической реализации совместных образовательных программам Евросоюза и Российской Федерации. Представители европейских и российских университетов обобщили опыт взаимодействия, определили проблемные точки и сильные стороны академического сотрудничества, наметили перспективы развития совместных образовательных программ. Вопросы взаимодействия с университетами Китайской Народной Республики остаются стабильными и динамично развиваются.
– Результаты встречи говорят о том, что европейские университеты заинтересованы в сотрудничестве с российскими?
– В Финляндии было проведено множество встреч, во время которых велся диалог о перспективах сотрудничества в будущем учебном году – в разработке будут программы по химическим технологиям, технической математике и технической физике, возможна программа по интеллектуальным системам, промышленной электронике плюс международному маркетингу. В перспективе можно говорить суммарно о семи–восьми совместных образовательных программах магистратуры. Мы часто сегодня говорим о том, что спектр возможностей наших студентов заметно вырос. Еще 10 лет назад трудно было представить, что в период своего обучения в университете студенты одновременно могут учиться и осваивать часть дисциплин учебного плана за рубежом, в вузе-партнере.
– То есть практически любой успешный студент, поступающий в магистратуру ЮУрГУ, сегодня имеет возможность участвовать в отборе для участия в международных программах?
– Конечно, помимо того, что наш студент получит диплом магистра российского университета, он имеет возможность получить диплом одного из европейских вузов или американского университета. Наши ребята довольно успешно участвуют в программах грантовой поддержки и получают европейские стипендии. Одним из крупных направлений нашего университета являются программы международной академической мобильности Eranet Plus и Eranet Mundus – это опять-таки программы консорциума европейских университетов, активным участником которого является наш университет.
Наши аспиранты, докторанты, преподаватели и сотрудники выиграли в этом году порядка восьми заявок. Ни одна из программ сегодня, в этом учебном году, не была закрыта. Я уверен, академические партнеры в странах Европейского союза и не только осознают значение России как стратегического партнера в сфере образования, интеллектуальной сфере. И второй вариант подтверждения, что сотрудничество продолжается, – университет Кларка (http://), где уже несколько лет реализуется совместная российско-американская магистерская программа по двум направлениям. Студенты поступают в совместную магистратуру, то есть одновременно получают образование в ЮУрГУ и в течение одного или двух семестров обучаются в США. Уже сегодня можно обратиться в приемную комиссию университета и получить подробную информацию.
Академическая мобильность
– Алексей Анатольевич, что такое академическая мобильность?
– Академическая мобильность – если сказать простыми словами, это возможность обучаться, преподавать, проводить исследования в зарубежном вузе-партнере, с последующим возвращением в свое учебное или научное заведение.
Уровней реализации академической мобильности великое множество. Один из уровней – программа семестрового включенного обучения для бакалавров, которая позволяет один или два семестра обучаться за рубежом. Такая разновидность международной академической мобильности позволяет формировать группы студентов по разным направлениям и профилям подготовки. Следующий уровень мобильности – программы магистратуры.
– И есть интересные международные программы для будущих магистров?
– Магистерские программы – это программы более высокого уровня. Совместные образовательные программы магистратуры – это высший пилотаж. Трудностей в осуществлении достаточно. Совмещение, соединение, сращивание учебных планов, учет особенностей национальных систем образования, организационная работа, отбор кандидатов и прочие рабочие моменты.
Реализация данных программ осуществляется по схеме – один год магистрант обучается в нашем национальном университете, второй – в вузе-партнере. Массового варианта участия в совместной образовательной программе, на мой взгляд, быть не может по одной простой причине – разный уровень мотивированности и профессиональной подготовленности будущих кандидатов. Помимо того, что идет жесткий отбор по качеству успеваемости и оценки освоения компетенций магистрантов на эти программы, параллельно предъявляются высокие требования по владению английским языком.
– Уровень подготовки по иностранному языку оставляет желать лучшего?
– На данный момент возможностей изучать английский язык в нашем университете превеликое множество – на факультетах существует достаточное количество структур и специализированных языковых центров, которые предоставляют качественную возможность для изучения иностранных языков, вплоть до получения дополнительной специальности.
– В ИМО тоже есть языковые программы?
– У нас есть программа «Иностранный язык для профессионального общения». Однако в большей степени акцент сейчас сделан на подготовку к сдаче TOEFL – специализированного экзамена для демонстрации уровня английского языка, сертификат о который запрашивают европейские вузы. Для поступления в Лаппеенрантский технологический университет, например, уровень владения английским языком должен быть не ниже 80 баллов и это минимальное количество баллов. Мы, набирая кандидатов для участия в данных программах, предоставляем им возможность пройти полную подготовку для сдачи этого экзамена. И ребята показывают неплохие результаты. Соответственно, к ним есть интерес у наших партнеров. Успешно сданный TOEFL – пропускная карточка в совместные образовательные программы.
– Сегодня все факультеты университета «академически мобильны»?
– На одном из последних советов ректор ЮУрГУ Александр Леонидович Шестаков отметил, что в будущем году у каждого факультета должна быть своя программа мобильности, которая была бы специализирована по профилю факультета. Помимо этого, факультет должен реализовывать программы мобильности по приезду иностранных студентов к нам в университет. Это уже дорога с двухсторонним движением – не только мы отправляем студентов в другие страны, но и наш интеллектуальные потенциал позволяет приглашать на обучение иностранных студентов.
– Дисциплины для иностранных студентов здесь читаются на английском?
– Да, наши преподаватели читают дисциплины на английском языке. В университете достаточное число преподавателей, качественно владеющих иностранным языком.
В ЮУрГУ целенаправленно реализуется программа лингвистической подготовки нашего профессорско-преподавательского состава. Преподаватели, которые готовы вести занятия с иностранными студентами, переводить свои учебные курсы на иностранный язык, преподавать на английском, занимаются по этой программе в течении одного–двух лет. Конечно же, они являются опорой и надеждой университета в реализации международных программ.
Двухстороннее движение
– На многих факультетах ЮУрГУ международные программы уже в действии?
– Со стороны нашего института идет целенаправленная работа по созданию большего количества программ именно совместного уровня. На сегодняшний день уже есть три программы: это программа международного факультета ЮУрГУ Global Management of Innovation and Technology, GMIT – MSc programme in Industrial Management (Международный менеджмент инноваций и технологий). В этом году первые три магистранта одновременно заканчивают свое обучение и в ЮУрГУ, и в Лаппеенрантском технологическом университете. На энергетическом факультете также существует программа с финским вузом-партнером Master's Programme in Energy Technology (Энергетические технологии). В прошлом году по данной программе шел наш студент – на тот момент магистрант-заочник, специалист российского дивизиона «Фортум». Он успешно прошел отбор, показав хорошие результаты по успеваемости и владению английским языком. В этом году в данной программе участвовал магистрант Ярослав Бойко, который прошел в программу по направлению «Электроэнергетика и электротехника», причем тема его магистерской диссертации настолько заинтересовала академического директора финской стороны, что ему был предоставлен грант, полностью покрывающий расходы на обучение и проживание.
В этом году совместными усилиями нам удалось развить третье направление – по IT-технологиям, и это – Master's Programme in Software Engineering (Программная инженерия). В этой программе активно участвует факультет вычислительной математики и информатики. Нам удалось заключить договор об академическом сотрудничестве с Лаппеенрантским технологическим университетом, и наша студентка Мария Кибель будет обучаться в Финляндии по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии».
Под эгидой Института международного образования реализуется основная образовательная программа «Зарубежное регионоведение (профиль Азиатские исследования)».
– Создавалась эта программа, насколько я помню, на историческом факультете?
– Да, теперь программу ведет ИМО, т. к. она приобрела статус международной. Программа рассчитана на российских студентов. Четыре года они обучаются по направлению «Зарубежное регионоведение» и по окончании выходят специалистами по региону специализации – Китай. У них идет углубленное изучение китайского и английского языков, плюс экономика, геополитика, философия, история, этнография Китая. В прошлом году мы набрали на эту программу 28 студентов на контрактной основе. Специфика профессиональной подготовки в том, что в течение срока обучения в институте, один учебный год, наши студенты осваивают заранее согласованный учебный план и активно практикуют язык в стране изучаемого языка, в университетах Китая. Полгода одна группа осваивает программу в вузе-партнере в северных провинциях Китая, другая группа – в южных районах, затем они меняются местами. Таким образом, у них есть возможность познакомиться с разными диалектами Китая и большим количеством территорий, а также наладить межкультурные коммуникации. В этом особое достоинство и исключительность программы. В этом году набор на эту программу также открыт.
Мы не стоим на месте и у этой программы появился брат-близнец – «Зарубежное регионоведение (Евразийские исследования: Россия и сопредельные регионы)». Программа ориентирована на обучение иностранных студентов.
– Будут обучаться на английском языке?
– На русском, и с углубленным изучением русского и английского языков. По окончании обучения иностранные студенты будут выходить специалистами по России и будут востребованы в своих странах по построению диалога со странами Евразийского региона. Опорой для формирования данной программы, как и всех остальных программ, является предвузовская подготовка иностранных студентов, реализуемая кафедрой «Русский язык как иностранный». Ранее и сейчас такая предвузовская подготовка была рассчитана на поступление иностранных абитуриентов на основные образовательные программы. В этом году более 200 иностранных абитуриентов прошли подготовку такого профиля. Большинство из них, это и студенты китайских университетов, и абитуриенты из других стран – будут поступать на основные образовательные программы ЮУрГУ. Плюс на кафедре «Русский язык как иностранный» реализуется программа магистратуры – в этом году был первый выпуск. Семь иностранных магистрантов на днях успешно защитили магистерские диссертации, шестеро из них окончили полный курс магистратуры с отличием.
Новые горизонты для будущих ученых
– Скажите, велико ли желание наших студентов участвовать в международных программах?
– Структура нашего института развивается достаточно быстро, сегодня мы достигли того уровня, когда академическая мобильность развивается уже не сверху, а снизу. В новом учебном году уже запланирована и сформирована команда наших студентов с трех факультетов. Три полноценные группы студентов лингвистического, приборостроительного (мехатроника) и химического факультетов в сентябре отправятся в зарубежные университеты. Сегодня инициатива идет уже непосредственно от наших студентов и аспирантов. Первые группы студентов, которые это попробовали на себе, начали передавать положительную информацию всем, кто идет следом. На мой взгляд, это получилось лучшим вариантом рекламы! На сегодняшний момент мы не только поддерживаем существующие контакты с зарубежными вузами, но и занимаемся поиском новых, потому что все факультеты университета проявляют интерес к таким программам.
И это не праздный интерес или просто желание поучаствовать в международных программах, а жизненная потребность. Потому что участие в международных программах – не только возможность познакомиться с культурой других стран, попрактиковать язык, завести новых друзей, но и возможность самостоятельно сравнить специфику и глубину образования дома и за пределами страны. Отправляя студентов-энергетиков в Китай, мы их просили об услуге: посмотреть, сравнить и оценить, как ведется подготовка по идентичному учебному курсу «Теоретические основы электротехники». Дисциплина фундаментальная и потому была боязнь, что должной основы не будет заложено. Прочитали до отъезда, теоретически ребят вооружили. Этот же курс был продублирован в китайском университете. Соответственно на английском языке на достойном уровне. Это было важной обратной связью для нас.
– Когда они возвращаются из зарубежных вузов, им нужно здесь пересдавать пройденные там дисциплины?
– Нет, сегодня эта система отлажена и начала функционировать в полном объеме. Нами воссоздается практически в полном объеме индивидуальный учебный план студента, за исключением ряда теоретических курсов, специализированных дисциплин. Он полностью соответствует плану текущего семестра студента. В иностранном вузе заранее подбирают преподавателей по дисциплинам, указанным в учебном плане и реализуют учебную программу по прибытии наших студентов на обучение. По возвращении в родные пенаты, мы делаем официальный перевод полученного там сертификата, передаем документ декану, после чего осуществляется перезачет дисциплин.
– И, как вы сказали, в будущем году появится еще пять совместных образовательных программ для магистрантов?
– Совершенно верно. Проделанная нами работа должна увенчаться в марте 2015 года заключением целого ряда соглашений об академическом сотрудничестве по программам: Master's Degree in International Marketing Management Faculty (Международный маркетинговый менеджмент), Master's Programme in Chemical and Process Engineering (Химия и технологии производства), Master’s Degree Programme in Technomathematics and Technical Physics (Техническая математика и техническая физика), Master's Programme of Computational Engineering (Intelligent Computing) (Интеллектуальные системы). Это определенно для нашего Университета станет еще одним шагом вперед.
– Первым сетевым университетом стал университет стран ШОС?
– Да, это образовательное пространство стран Шанхайской организации сотрудничества – Китай, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Россия. На этом пространстве реализуется порядка семи направлений. Университет занимает активную позицию в направлениях: «Экология и природопользование», в силу специфики региона. С этого года мы закрепили за собой экономический профиль подготовки. На новый учебный год нам выделена квота Министерством образования и науки РФ в количестве 24 мест. Нам нужно привлечь студентов профильных магистерских программ из бывших стран СНГ на программы включенного обучения (до одного семестра), либо на совместные программы (в течение учебного года).
– Каким образом в международные программы вовлечены ваши аспиранты?
– Если раньше аспирантура считалась послевузовским уровнем образования, то теперь это один из уровней высшего образования. И одним из приоритетных направлений нашей деятельности становятся совместные образовательные программы в области PhD (аспирантуры). Это уже более высокий уровень научного изыскания и научного исследования. Тонкостей будет больше в формировании и развитии совместных образовательных программ, но у исследователя появится возможность изучать информацию не только в пределах своей национальной образовательной системы или сфере национальных интересов, горизонты аналитической информации, экспериментальных исследований существенно расширятся. Материала для сравнения и анализа будет гораздо больше. Думаю, что в эпоху глобализации – это не самый худший вариант – создавать универсальный интеллектуальный продукт.
– Создание таких программ в ЮУрГУ – ближайшая перспектива?
– Первый шаг на этом тернистом пути мы уже сделали. Нами достигнута договоренность с европейскими партнерами в течение следующего учебного года организовать научно-исследовательский семинар именно по созданию совместных программ PhD. Доказательством актуальности данной проблемы является плотный поток иностранных студентов, которые едут поступать в нашу аспирантуру. Сегодня на физическом факультете, вычислительной математики информатики, например, обучаются студенты из Ирака, скоро они будут защищать свои кандидатские диссертации. То есть наша система востребована. Но нам интересно, чтобы опыт и интеллектуальный потенциал образовательной системы нашего университета, нашей страны, были соединены и унифицированы с системами других стран, тогда исследовательская работа для молодых ученых заиграла бы в новом свете. Будущие ученые получили бы новые возможности для реализации своих знаний и способностей.
С каждым годом мы все отчетливее понимаем, что границ в образовательной сфере не существует, источник знаний, доступность знаний становятся одним из важнейших факторов, определяющих уровень и качество жизни, успешность и доходы будущего специалиста.