Минобрнауки России разработает целевую программу преподавания русского языка. Она будет предназначена в первую очередь для регионов, где выпускники показали низкую успеваемость по этому предмету.
Тема повышения знаний у школьников обсуждалась на втором заседании совета по русскому языку при правительстве РФ. Заместитель председателя правительства Ольга Голодец указала на 11 регионов, в которых уровень преподавания русского языка находится не на высоком уровне. Хотя минимальный порог для ЕГЭ по русскому в этом году был снижен с 36 до 24 баллов.
Результаты обязательного ЕГЭ по русскому языку в Челябинской области показали более оптимистичные данные. Так, средний балл в этом году составил 65,65, при этом выросло число стобалльников, а не достигших минимального порога стало меньше.
Но несмотря на тесты уровень грамотности населения резко падает. Правительством уже дано поручение Минобрнауки России подготовить целевую программу преподавания русского языка. В ходе своего доклада председатель совета также остановилась на таких дискуссионных вопросах, как популяризация русского языка и развитие дистанционного образования в рамках его изучения. Она отметила, что в этом направлении необходимо облегчить доступ к программам и курсам русского языка – создать платформы для изучения предмета. «Таким образом, мы сможем в течение трех лет увеличить количество обучающихся по программе русского языка на миллион человек», – сказала Ольга Голодец.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что ведомству еще предстоит глубокий анализ результатов ЕГЭ, в том числе по русскому языку, однако уже сейчас ясно, что есть как отдельные школы, так и целые регионы, которые не смогли в силу объективных либо субъективных причин обеспечить качественное преподавание данного предмета для своих учеников.
«Родители и школьники должны быть уверены, что качество изучения русского языка в конкретной школе соответствует образовательному стандарту и всем предъявляемым требованиям», – подчеркнул министр.
Система экзаменов, по мнению главы ведомства, в будущем также должна меняться: в 2015 году планируется ввести в качестве одного из итоговых испытаний сочинение.
Особое внимание в докладе Дмитрий Ливанов уделил комплексу мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным. В том числе это касается детей дошкольного возраста, не посещающих детские сады.
Дмитрий Ливанов также рассказал о масштабной работе, проведенной в рамках сохранения и продвижения русского языка: международной акции «Тотальный диктант», в которой приняли участие 64 тысячи человек, событиях, приуроченных к празднованию Дня русского языка, о множестве молодёжных мероприятий, проводимых под эгидой русского языка и литературы.
Председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Российской академии образования Людмила Вербицкая познакомила участников заседания с организациями, занимающимся сохранением и поддержкой русского языка как в России, так и за её пределами. Ярким примером здесь служит Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, которая за прошедшие полгода провела 11 научных и научно-практических мероприятий в разных странах мира. Докладчица отметила вклад в работу по сохранению родного языка Российского общества преподавателей русского языка и литературы.
Как сообщили в Минобрнауки, по итогам заседания министерству было поручено продолжить работу по реализации плана «Основные направления и механизмы продвижения русского языка на 2014 год», а также совместно с Минкультуры России подготовить предложения по использованию потенциала международных связей, образовательного туризма и информационных ресурсов в сфере культуры для продвижения открытого образования.