Многоуровневыми могут быть не только парковки, но и вузовское и школьное образование. В 2015 году в России планируется введение ЕГЭ разного уровня. О возможном внедрении элементов дифференцированной системы рассказала вице-премьер Ольга Голодец.
Идея о внедрении разноуровневого ЕГЭ предлагается давно, но пути ее реализации пока не до конца ясны. Очевидно, что потребуются разные программы обучения и разные учебники для тех, кто выберет предмет на углубленном уровне, и для тех, кто будет учиться на базовом. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В перечнях учебников, которые рекомендуются школам, есть деление книг по базовому и углубленному уровню. Педагоги знают, что подходит детям с разным уровнем подготовки, – здесь проблем нет. Но для введения многоуровневого ЕГЭ понадобится менять сами задания, а это очень сложная задача.
Даже обычные тесты из года в год продолжают изменяться и совершенствоваться. Можно, к примеру, исключить первые задания части А или В и давать их тем школьникам, которые не собираются поступать в вузы, а хотят только получить аттестат. Можно предложить выполнять только часть А для получения аттестата. По заявлениям руководителей Минобрнауки, часть А с выбором ответов вообще должна исчезнуть из тестов. Так, в заданиях по математике ее нет. По словам главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, в тестах будет расширяться устная часть. Предложат ли устные задания всем или самым сильным ученикам – вопрос пока остается без ответа. К слову, если школьники станут выбирать уровни изучения предмета, какие-то дисциплины будут более популярными, нежели остальные. Эксперты предполагают, что это математика, физика, химия.
Насколько оправдана такая идея? Учитель математики одной из средних школ Алина Григорян полностью поддерживает предложение министров образования. «Не знаю, возможно ли это грамотно осуществить, но я только «за», – делится Алина. – Математика – предмет сложный. Ее вполне можно не только поделить на уровни, но и сделать предметом по выбору. Все дети разные: кто-то технарь, кто-то гуманитарий. Думаю, они заслужили право углубленного изучения предметов, которые им более близки и понятны».
Учитель русского языка и литературы Ирина Каргополова скептически относится к возможному нововведению во многом из-за неразберихи с учебниками. По ее мнению, деление по уровням оправдано только в тех школах, где параллель насчитывает несколько одиннадцатых классов, либо один из них профильный. «Не представляю, как преподавать предмет по двум учебникам для разных категорий учащихся в рамках одного урока, – комментирует педагог, – а делить ребят на подгруппы по десять человек будет очень неудобно и малоэффективно. Вот на факультативах или дополнительных занятиях, где дети готовятся к ЕГЭ, это вполне оправданно. Скажу больше – в нашей школе именно так и поступают. С теми, кого устроит удовлетворительная отметка, я занимаюсь в основном по частям А и В, а с теми, кому нужна пятерка, большую часть времени тренируемся по части С».
Ирина предлагает разделить ЕГЭ следующим образом: части А и С – для профильных классов, часть В – для базового уровня. «Правда, подготовка к экзамену при этом существенно усложнится», – подчеркивает учительница. Но главным минусом нововведения Каргополова считает неизбежные трудности при поступлении. По ее наблюдениям, к окончанию школы большинство ребят еще слабо представляет, кем хотят стать в будущем, и подают документы на совершенно разные факультеты по принципу «пойду учиться туда, куда пройду на бюджет». В случае разделения ЕГЭ на уровни выпускникам придется определиться с будущей профессией задолго до окончания школы, а это крайне неудобно. Одним словом, разбивать ЕГЭ на уровни, по мнению педагога, стоит лишь для тех, кто твердо решил пойти в технари или гуманитарии и уверен в том, что сможет обойтись без углубленного изучения некоторых предметов.