Минобрнауки объявило пять тематических направлений, по которым выпускники школ напишут сочинение. Выбор у школьников большой – здесь и история, и литература, и философия. Представить свои размышления школьникам предстоит уже в декабре этого года.
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие направления: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?»
По темам, разработанным в соответствии с этими направлениями, выпускникам предстоит рассуждать, опираясь на произведения отечественной и мировой литературы. На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене.
Чтобы облегчить задачу выпускникам, в ведомстве собираются разрешить брать с собой на экзамены литературные тексты. Но самой процедуры написания сочинения чиновники призывают не бояться. Она не будет жестко регламентирована временными границами. «Время, отводимое для написания сочинения, должно быть достаточным и комфортным для учащихся», – отмечает первый заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк.
Не намерены чиновники загонять выпускников в тесные рамки и по объему текста. Однако определенный ориентир все же будет. Предполагается установить минимум слов, который необходимо написать, чтобы работа имела шанс на положительное оценивание.
«После проверки сочинений все сочинения будут отправлены в общенациональную базу данных, и вузы, которые решили учитывать сочинения, при разрешении ученика, смогут затребовать это сочинение и самостоятельно его оценить», – рассказала председатель Совета Наталья Солженицына.
Сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов школьников начиная с 2014/2015 учебного года. Писать сочинение выпускникам предстоит в декабре, а пересдать его можно будет в феврале и конце апреля – начале мая. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением. Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем, по решению вуза, учтено при приеме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить десять баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.
Кстати, многие центры подготовки школьников к экзаменам уже предлагают услуги по тренировке в написании сочинений. Но учителя русского языка и литературы уверены, что знаний, полученных в школе, и прочитанных книг будет достаточно для написания грамотного и интересного сочинения.
Елена СТРОГОВА