Эксперты Федерального института педагогических измерений представили результаты анализа типичных ошибок на ЕГЭ-2014. Как отмечают аналитики, они мало изменились по сравнению с предыдущей экзаменационной кампанией. Школьники по-прежнему ошибаются в наиболее сложных вопросах и стараются изобрести собственное решение или ответ, когда не знают верного.
Обществознание
Анализ результатов самого массового предмета по выбору обществознания показал, что чаще всего у выпускников «западают» вопросы, связанные со знанием Конституции РФ. В частности, школьники забывают те статьи главного документа страны, которые связаны с правовым статусом гражданина, основами государственного устройства страны, полномочиями высших должностных лиц и органов власти, принципами федерализма.
Литература
ЕГЭ еще по одному гуманитарному предмету – литературе – показал изобретательность современного поколения. Трудности у молодежи по-прежнему вызвали литературоведческие термины, определение стихотворных размеров и жанров художественных произведений. Когда ответ экзаменуемому не был известен, он старательно сочинял свой вариант.
«Вопрос «Как называется изображение внутренних душевных переживаний человека?» предполагал ответ «психологизм». Слабо подготовленные экзаменуемые, пытаясь нащупать верное решение, давали такие ответы: «описание», «эмоции», «волнение», «характеристика», «состояние», «чувства», «терзания», «страдания», – рассказали в ФИПИ.
История
Как добавили в ФИПИ, участники ЕГЭ по истории показали достаточно высокое знание предмета. Однако главным слабым местом выпускников стал 20 век. Экзаменуемые часто путали имена ключевых личностей Гражданской и Великой Отечественной войн, даты сражений.
Одним из самых сложных вопросов ЕГЭ по истории был такой: чьи войска во время Гражданской войны были разгромлены последними – Врангеля, Корнилова, Колчака или Деникина? На него смогли верно ответить меньше 30% участников ЕГЭ-2014.
Английский язык
ЕГЭ по английскому языку показал традиционную для предмета картину, рассказали в ФИПИ – ученики читают на иностранном намного лучше, чем понимают его на слух или пишут.
«Более детальный анализ выполнения заданий, однако, показывает, что самый низкий процент выполнения у задания С2 (развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение») и в целом овладение умениями создания письменных текстов разных типов остается наиболее проблемной зоной для большинства выпускников», – отметили в Институте.
Информатика и ИКТ
Несмотря на то, что информатика является предметом по выбору и ее должны сдавать только те, кто планирует поступать на соответствующее направление в вуз, экзамен выявил много пробелов в знаниях выпускников. В частности, у большинства вызывают затруднения вопросы алфавитного метода измерения информации, понятийного аппарата, передачи данных, кодирования звуковых и графических данных. Не слишком успешными участники оказались и в едва ли не главной части ЕГЭ по информатике, касающейся составления практических алгоритмов с помощью компьютера.
Биология
Согласно результатам ЕГЭ по биологии, наиболее сложными для выпускников стали вопросы минимального уровня организации живого. Участников ставили в тупик задания по фотосинтезу, матричному синтезу белка, вопросы о наследственных заболеваниях, гибридизации.
Однако в целом, подчеркивают в ФИПИ, выпускники показали довольно высокий уровень владения базовыми знаниями по биологии.
География
На ЕГЭ по географии многих выпускников также подвело незнание основных терминов и различных классификаций. К удивлению экспертов ФИПИ, большинство участников экзамена не знают городов-миллионников страны, путают понятия «импорт» и «экспорт», развитые и отстающие страны мира.
Физика
Анализ ответов по физике позволил сделать вывод экспертам о том, что школьники довольно неплохо выучили формулы и определения. А вот применять их в конкретных задачах и, тем более, жизненных ситуациях могли далеко не всегда.
«Очевидно, анализ реальных жизненных ситуаций необходимо чаще включать в учебный процесc», – делают вывод в ФИПИ.
Химия
Экзамен по химии выявил пробелы в знаниях в области изучения неорганических веществ, реакций, способов идентификации органических веществ.
Анализ типичных ошибок по основным предметам – русскому языку и математике – в ФИПИ обещают представить в ближайшее время.