Сочинения выпускников будут оцениваться по пяти критериям. Такое предложение сделал федеральный институт педагогических измерений. Но пока все критерии носят рекомендательный характер.
С этого года итоговое сочинение как допуск к ГИА будет проводиться в обязательном порядке. По желанию работу могут написать выпускники прошлых лет, чтобы представить результаты в вузы. Оценки за сочинение не предусматриваются, ученикам поставят зачет или незачет. Однако к сдаче единого государственного экзамена будут допускаться только выпускники, получившие зачет.
Писать итоговое сочинение выпускникам предстоит в первую среду декабря. Уже определены темы – «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?». А вот точные критерии оценивания еще не определены.
ФИПИ предлагает анализировать работы по пяти параметрам: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Рекомендуемый объем – не менее 350 слов, это примерно 2–2,5 листа размера А4.
Для зачета по сочинению необходимо, чтобы работа соответствовала первым двум критериям. То есть чтобы выпускник не ушел от темы, а его аргументы опирались на литературное произведение.
«Я думаю, что для наших школьников не будет большой проблемой написать сочинение. Мы девять лет, а кого-то – и одиннадцать, учим детей не просто читать литературу, а анализировать описываемые в ней события, рассуждать, приводить аргументы, – говорит учитель русского языка и литературы Мария Васильева. – Я рада, что сочинение возвращается в школу. Темы тоже очень интересные, поэтому у каждого ученика будет возможность раскрыть свой потенциал».
Критерии успешно прошли содержательную и тестологическую экспертизу, а также апробацию в субъектах РФ и были согласованы с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, отметили в ФИПИ.
«Основная цель сочинения – привить школьникам навыки правильного и логичного изложения мыслей. При поступлении в вузы сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Вузы сами оценят сочинение в баллах, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента», – сказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
ФИПИ акцентирует внимание на том, что критерии оценивания сочинений для высших учебных заведений носят рекомендательный характер. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии, а также создать собственные.
С проектами критериев можно ознакомиться на официальном сайте ФИПИ в разделе «Итоговое сочинение».