Институт психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург) открывает набор в программу двухлетнего обучения «Практическая психология. Психологическое консультирование: интегративный подход», которая стартует 3 декабря 2014 года в Челябинске.
Основатель и содиректор Института психотерапии и консультирования «Гармония» – психотерапевт, тренер, супервизор Александр Бадхен. Он рассказал о том, как появился Институт и чем он отличается от других:
– Что такое Институт «Гармония» сейчас?
– Институт психотерапии и консультирования «Гармония» был организован больше 25 лет назад. Это один из старейших психологических и обучающих центров в России. За время работы нами накоплен очень большой опыт: мы оказывали психологическую и психотерапевтическую помощь десяткам тысяч клиентов, мы проводили тренинги и обучающие программы в десятках городах России и за рубежом, профессиональную переподготовку в Институте «Гармония» прошли тысячи людей, которые хотели развиваться в области практической психологии. Среди участников наших обучающих программ жители практически всех регионов России, а также граждане Украины, Молдовы, Казахстана, Латвии, Эстонии, Германии, ЮАР. Ежегодно в наших обучающих программах, семинарах и тренингах участвуют около 700 человек.
Специалисты, которые прошли подготовку у нас, работают в самых разных областях: многие из них стали хорошими консультантами, многие открывают свои собственные психологические центры, работают в образовании, в школах, в больницах, в вузах, многие работают в бизнесе, занимаются организационным консультированием и коучингом.
– Что лежит в основе Института?
– Что отличает обучение в «Гармонии»? Оно базируется на нескольких важных принципах.
Во-первых, это обучение через опыт. Мы таким образом строим наши программы, чтобы участники могли учиться через освоение практических навыков и умений, освоение базовых принципов и профессиональной позиции. Это возможно сделать только через опыт.
Второй наш принцип – мы учим тому, что сами умеем делать хорошо. У нас нет преподавателей, которые умеют хорошо говорить, но при этом не имеют практики. Все наши преподаватели имеют большой профессиональный опыт в различных областях консультирования – и в индивидуальной работе, и в семейном консультировании, и в групповой терапии, и в проведении тренингов.
Еще один принцип обучения в Институте «Гармония» – интегративность. Мы обучаем специалиста творчески использовать приемы и методы из разных психологических направлений и подходов, опираясь на сформированную профессиональную базу, которая позволяет расширять понимание и профессиональное видение.
И еще один важный принцип нашей работы – внимание к личности. И к личности клиента, и к личности консультанта. Мы говорим о том, что помогающий специалист работает собой, то есть использует свою собственную личность как инструмент. Это то, что французский философ Габриэль Марсель назвал способностью открываться своей человеческой глубиной и впускать в свою человеческую глубину. А это значит, что каждый специалист должен хорошо себя знать, обладать устойчивостью, обладать способностью быть с человеком, которому трудно. Это очень непросто, и мы этому учим.
– Что из себя представляет программа обучения и на какой результат могут рассчитывать участники программы?
Психолог, тренер, супервизор, ведущая психотерапевтических групп, преподаватель и декан Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп Татьяна Королева: двухлетняя программа профессиональной переподготовки в области психологического консультирования, которую мы будем проводить в Челябинске, основана на методике обучения практических психологов, которую мы используем в Институте «Гармония» уже больше 20 лет.
Ключевые моменты в таком обучении – системная и последовательная проработка всех необходимых знаний и навыков для работы, много практики, а также развитие уверенности и устойчивости консультанта. Ведь в консультировании очень важны не только методы и техники работы, но и гибкость консультанта, способность к эмпатии, умение строить отношения с клиентом и сохранять свою позицию в процессе работы. Нельзя развить эти тонкие умения, не пробуя себя на практике, не пропуская через собственный опыт. Поэтому у нас в программе используются разные форматы, которые позволяют это сделать: семинары-тренинги, тьютторские группы, супервизия, личная психотерапия, которые вместе составляют почти 800 часов обучения.
Методика обучения, которую мы используем, а также большой опыт преподавателей программы позволяют нашим студентам в процессе обучения сформировать свою профессиональную позицию и чувствовать себя достаточно уверенно в области оказания помощи клиентам. Программа позволяет получить фундамент для работы и дальнейшего профессионального развития. По окончании мы выдаем диплом о профессиональной переподготовке в области психологического и психотерапевтического консультирования. Диплом выдается на основании Государственной лицензии и дает право практиковать в области консультирования.
– Кто является преподавателями?
– Преподаватели программы – действующие специалисты Института психотерапии и консультирования «Гармония», имеющие большой опыт как практической работы с клиентами, так и опыт преподавания в Международной школе психотерапии, консультирования и ведения групп Института «Гармония» и программах профессиональной переподготовки, которые мы проводим в других городах.
Декан факультета психологии ЮУрГУ, зав. каф. психологии развития, доктор психологических наук, профессор Елена Солдатова: «Выбор «Гармонии» для повышения собственной профессиональной квалификации 14 лет назад был продиктован желанием получить методическую базу и освоить навыки психологического консультирования у признанных в этой области профессионалов. Несомненным приоритетом для меня было то, что «Гармония» предлагала удобную форму (сессионное обучение), которая позволяет пройти обучение с погружением в себя и в учебу. Когда ты не связан повседневными делами, а можешь весь рабочий день посвятить процессу учения, практики и рефлексии, ты лучше воспринимаешь и усваиваешь то, с чем встречаешься в процессе занятий.
База, которую я получила в «Гармонии», позволила мне начать практиковать сразу же (специфика обучения требует практики), и сейчас у меня достаточно большой опыт работы в индивидуальном и семейном консультировании. Обучение консультированию, построенное на обращение к собственному опыту, к работе над своими ресурсами, стимулирует процессы личностной и профессиональной зрелости.
Несомненным важным результатом обучения для меня стало осознание собственных личностных ресурсов, которые позволили состояться в личностном и профессиональном плане. Например, решение работать над докторской диссертацией вызревало у меня в годы обучения. Готовность к реализации этого шага я связываю с обращением в практике и осмыслением похожих случаев переживания определенных жизненных процессов разными людьми и осознанием методологии личностно-ориентированных стратегий психологического сопровождения людей в сложных жизненных ситуациях.
Как зав. кафедрой психологии развития я понимала, что обучение студентов преподавателями-единомышленниками, работающими в одной парадигме, может существенно повысить уровень и содержание образования, поэтому я способствовала направлению преподавателей на программу Института «Гармония». В результате пять преподавателей кафедры осуществляли подготовку студентов-психологов по специализации «Психология развития» с применением активных форм обучения, через рефлексию собственного опыта и переживаний, с передачей навыков консультирования и ведения групп. Сейчас мы реализуем программы магистерской подготовки этим составом и ведем курсы повышения квалификации для психологов. Студенты и практики, прошедшие эти программы, успешно используют этот опыт в профессиональной деятельности и в личностном развитии, о чем с удовольствием сообщают нам на ежегодных встречах выпускников кафедры с преподавателями. Многие мои коллеги подтверждают, что выпускники, прошедшие такие программы, отличаются глубиной и зрелостью решения профессиональных психологических задач».
Руководитель Службы сопровождения замещающих семей Марина Речкалова: «Я начала работать с замещающими семьями за полгода до того, как поступила в Институт психотерапии и консультирования «Гармония». До этого у меня было педагогическое образование, и я преподавала в школе химию. Соответственно, имела дело преимущественно с детьми, учениками, а вот с родителями общалась немного – в этом не было необходимости. Но судьба привела меня в социально-психологическую службу, которую я теперь возглавляю. Для того чтобы приступить к работе, я прошла несколько обязательных курсов, на которых рассказали, как общаться с семьями, воспитывающими приемных детей. Да, на обязательных курсах рассказали, почему приемные дети ведут себя так или иначе, почему многие из них врут, стоит ли говорить им, о том, что они не родные и так далее. Но все это оказалось легко только в теории. А как вести себя с женщиной, которая находится на грани отказа от приемного ребенка, потому что у нее не хватает сил бороться с тем, что он ворует или обманывает? Что делать и как я могу помочь, если дети не оправдывают ожидания новых родителей и родители начинают видеть только их «недостатки»? Как быть с тем, что ребенок пережил сексуальное насилие? Как принять то, что ребенок пришел в семью с минимальными навыками гигиены и очень медленно принимает новые нормы и правила?
Это было очень сложно. Проработав полгода, я поступила в Институт «Гармония», и уже после первой сессии смогла выстроить свою деятельность в абсолютно новом ключе. Теперь я знаю, как мне построить диалог, как помочь, поддержать. Я вышла за рамки советов о том, что правильно, что – нет. Я действительно помогаю родителям и ребенку найти ресурсы для встречи и силы и основание для того чтобы создать семью.
Дело в том, что суть обучения в «Гармонии» заключается не в теоретических знаниях, а в том, чтобы мы прошли через этот опыт сами и запомнили, каково человеку в таком или ином состоянии, что ему нужно в момент, когда нелегко. Мы испытываем это на собственном опыте, и от этого рождается новое видение, которое помогает в отношениях с людьми. Но хочется добавить, что обучение в Институте психотерапии и консультирования отразилось не только на моей профессиональной деятельности, но и на более качественном и легком выстраивании отношений с окружающими в повседневной жизни».
Руководитель группы психологического сопровождения персонала в газотранспортной компании Анжелика Лапина: «Моя работа не связана напрямую с психотерапией. Вместе с тем полезность обучения в Институте психотерапии и консультирования «Гармония» трудно переоценить: этот процесс формирует прежде всего зрелую личность, взрослую позицию, способность помочь себе и другим проживать эту жизнь более качественно.
Моя работа связана с оценкой и развитием сотрудников, состоящих в кадровом резерве на ключевые руководящие должности компании, повышением их компетентности в области управления персоналом, их адаптацией в случае назначения. Результат этой работы во многом зависит от способности выстраивать доверительные, открытые и партнерские отношения с сотрудниками. Обучение в «Гармонии» повлияло на то, что появилась «глубина» в восприятии другого человека, способность видеть его потенциал, внутренние ресурсы и ограничения, его готовность (или неготовность) к новому назначению, к новым задачам. Также обучение стимулирует творческий процесс. Всякий раз, приезжая на учебу, я создаю новые проекты, которые потом находят свое воплощение в компании».
Коуч, бизнес-тренер, консультант по организационному развитию Тимур Гареев: «До обучения в Институте «Гармония» я возглавлял службу персонала в одном из челябинских холдингов. Во время обучения появилось ощущение необходимости перемен, желание решать задачи более высокого уровня, стремление к профессиональному и личностному развитию, но не было понимания того, что именно и как необходимо изменить. И на втором курсе обучения, во время одной из личных терапий, которые в обязательном порядке проходят все обучающиеся и на которую я пришел с запросом: «Помогите мне разобраться, хочу социального и профессионального развития и хочу поехать в Москву, но не хочу себя обмануть», через 50 минут я вышел из кабинета терапевта с ясным пониманием того, что с изменением места жительства мало чего изменится. Что важно видеть в том месте, где я нахожусь, возможности и ресурсы, а они есть всегда. И все зависит от моей внутренней позиции и моего внутреннего видения. С этого момента начался мой осознанный путь в свой бизнес, свое дело.
Периодически я получаю предложения о работе по найму, но мне это малоинтересно. Во-первых, мало привлекает уровень задач. Во-вторых, интересно чувствовать и слышать себя и тратить свое время на то ценное, что я хочу реализовать.
Для меня обучение в Институте «Гармония» послужило источником сил и вдохновения, а также фундаментом для необходимых навыков выстраивания коммуникации и обнаружения проблем клиента. В том числе подтолкнуло меня к самореализации в роли волонтера в поддержке социализации выпускников детских домов и роли организатора выступлений музыкальных коллективов».
Координатор программы в Челябинске, коуч, предприниматель, бизнес-тренер Вячеслав Козлов: «Сейчас ширится практика того, что люди, получившее подобное образование в Институте «Гармония» или в других местах, идя по пути психотерапевта, консультанта по организационному консультированию, бизнес-тренера, в итоге создают свои компании или получают предложения возглавить различные проекты. Или успешные предприниматели, сохраняя и продолжая развивать свой бизнес, параллельно начинают заниматься тренинговой работой, терапевтической практикой или коучингом. Или становятся инструкторами по туризму, а быть может, начинают печь торты на заказ. У бизнеса есть свои рамки и для самореализации, и для ощущения полноты жизни иногда необходимо выходить за них. Наверное, правду говорят – успешный человек успешен во многом.
Обучаясь в Институте «Гармония», я подумал, что было бы хорошо, чтобы подобная программа появилась в нашем регионе, чтобы у интересующихся людей на Урале была возможность получить эти знания, умения и навыки, и в Институте эту идею поддержали. Все-таки обучение в Питере, имея свои несомненные плюсы (красивый город, новые знакомства с людьми из разных регионов России и ближнего зарубежья и пр.) в итоге стоит гораздо дороже и поэтому менее доступно. Поэтому приглашаю в программу, которая стартует 3 декабря 2014 года, предлагаю записываться в участники оперативнее, так как свободных мест уже немного, а вторая группа запустится только через год.
И еще! 5 ноября тех, кто действительно заинтересовался данной программой, приглашаем на открытый мастер-класс Сергея Валюхова (преподаватель Института «Гармония») «Роль и место консультанта в процессе консультирования. Личность или технология?», который состоится в Челябинске».
Более подробную информацию об Институте психотерапии и консультирования «Гармония» можно найти на сайте, а о программе обучения и мастер-классе более подробно можно узнать в группе «ВКонтакте», а также по телефону 8 (351) 776-60-63 или e-mail: admin@geyzer.org.