Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов стал почетным гостем второго дня литературного фестиваля «Открытая книга». Утром он провел урок физики для учеников лицея №31. А во второй половине принял участие в круглом столе на тему «Образование и культура: превратности взаимопроникновения».
Визит министра обошелся без громких заявлений. Дмитрий Ливанов честно отработал урок в роли обычного школьного учителя. Он пообщался с ребятами на тему значимости физики, рассказал о законах Ньютона, классической механике и кинетике, ответил на вопросы из зала. Школьники интересовались современными исследованиями в области физики и темой востребованности физико-математического образования.
Фестиваль «Открытая книга» проводится уже в четвертый раз. Инициатива принадлежит педагогам челябинского физико-математического лицея №31. В прошлом году гостями «Открытой книги» были писатели Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Майя Кучерская, Сергей Беляков, Захар Прилепин.
Дмитрий Ливанов назвал 31-й лицей одним из лучших образовательных учреждений в России, опыт которого по работе с одаренными детьми в физико-математическом направлении необходимо поддерживать и развивать.
Глава Минобрнауки России предложил губернатору Борису Дубровскому организовать на базе лицея интернат для того, чтобы школьники из других регионов могли приезжать сюда учиться, и выразил готовность оказать финансовую поддержку проекту из средств федерального бюджета.
А вот участников круглого стола в ЧелГУ больше интересовала судьба гуманитарного образования. В нем приняли участие президент Фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения при МОиН РФ Наталья Солженицына; главный редактор журнала «Литература», учитель литературы московского центра образования №57 Сергей Волков; писатель, телеведущий Александр Архангельский, преподаватели вузов и учителя.
Дмитрий Ливанов разом прекратил разговоры о том, что в школе недостаточно часов литературы. «Когда я разговариваю с математиками, то они жалуются, что в школе мало преподается математики, – говорит министр. – Физики, говорят, что недостаточно физики. Литераторы, что мало литературы. Но мы живем по базисному плану еще 70-х годов. И несмотря на то, что стали учиться не 10, а 11 лет, произошли другие изменения, число часов по предметам не изменилось. Я специально этим вопросом интересовался».
Тем не менее все участники круглого стола отметили необходимость поднимать общий уровень культуры школьников. Важным шагом в этом направлении стал возврат выпускного сочинения. «Может быть, количество часов не изменилось, но что-то произошло с качеством, – прокомментировала инициатор возврата сочинения Наталья Солженицына. – Мы живем образами, визуальные виды искусств заслонили чтение, на первое место выходит, и ЕГЭ последнего года это ясно показало, то, что и взрослые и дети разучились внятно, грамотно формулировать свои мысли. Это проблема национального масштаба. Я надеюсь, что возврат сочинения постепенно как-то реанимирует умение говорить, не путая падежи и вышелушивая мысль на первое место. Каждый писатель приглашает читателя к сотворчеству. У меня своя Наташа Ростова, у каждого из вас – своя. Бондарчук выбрал свою Наташу Ростову и Пьера Безухова, если вы книгу не читали, то так и останетесь с бондарчуковскими героями. Телевидение делает нас пассивными потребителями. В этом смысле литература очень важна».
В ближайшее время на сайте ChelDiplom.ru выйдет развернутое интервью учителя литературы, члена общественного совета при Минобрнауки Сергея Волкова.
Учитель литературы Сергей Волков пояснил, что сочинение не будет отсылать к конкретному произведению, его задача – дать возможность высказать школьникам свою точку зрения, показать, что есть формы изложения мысли, которые отличаются от ЕГЭ. «Даже на олимпиады нам присылают сочинения, которые написаны по образцу, требуемому на ЕГЭ», – отметил Сергей Волков.
Преподавателей вузов волновал вопрос обучения студентов. Как оказалось, в следующем году факультеты филологии и журналистики крупнейших вузов Челябинска останутся без бюджетных мест. «Мы чувствуем, что филологическое образование находится на грани вымирания. Все сжимаемся, как шагреневая кожа», – рассказала министру образования о наболевшем заведующая кафедрой литературы Института гуманитарного образования ЧелГУ Ирина Карташова.
Дмитрий Ливанов заявил о том, что количество бюджетных мест не уменьшилось, но распределяются они по конкурсу. Правда, почему бюджетные места даются только на технические специальности, министр так и не ответил. В свою очередь, профессор ЮУрГУ Елена Пономарева, говоря о значимости филологического образования, предложила возродить уроки словесности для инженеров.
Круглый стол ограничился обсуждением поставленных вопросов, поэтому взаимопроникновение, скорее, не произошло, но начало уже положено.