В южноуральских школах подводят итоги пробного сочинения. По предварительным данным, больше половины выпускников справились с заданием. Например, в челябинской гимназии №80 все 55 одиннадцатиклассников получили зачеты. 3 декабря школьникам предстоит написать сочинение еще раз.
Выпускникам были предложены три темы по произведениям Михаила Лермонтова: «Неужели зло так привлекательно?», «Какой герой вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?» и «Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?». По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии №80 Владиславы Николаевой, особой популярностью пользовались первая и вторая темы.
По требованиям к итоговому сочинению, выпускники должны написать около 350 слов, но не менее 250. Допускается по пять ошибок на 100 слов. Кроме того, разрешается использовать в качестве примеров произведения, не входящие в школьную программу. Как рассказала заведующая кафедрой языкового и литературного образования ЧИППКРО Татьяна Соловьева, не все ученики способны выполнить все, что от них требуется: «Я запомнила девочку, которая не могла написать 250 слов и дотягивала сочинение до нужного уровня с помощью вводных слов, союзов. Есть также примеры использования не самых лучших произведений, например, «Вор в законе». Это книга, в которой нет глубокого содержания, поэтому раскрыть тему, опираясь только на нее, очень сложно».
Владислава Николаева считает, что при хорошей подготовке школьников написать сочинение не представляет труда: «Наши дети пишут сочинения постоянно, начиная с пятого класса, иногда даже раньше, поэтому к итоговой аттестации они приходят подготовленными, с багажом прочитанных произведений».
Как отметила Татьяна Соловьева, при проверке сочинений прежде всего проверяется даже не грамотность, а умение мыслить. Эксперты оценивают работы по пяти критериям, среди которых наибольшее внимание уделяется соответствию теме, аргументации, композиции и логическому рассуждению, также проверяются качество письменной речи и грамотность.
Сочинение оценивается по системе зачет-незачет и является допуском к экзаменам. Там, кто не справился с заданием, разрешается написать сочинение повторно. Работы проверяются непосредственно в школах. Результаты учебные заведения должны огласить через десять дней.
Как пояснила начальник отдела организации государственной (итоговой) аттестации Министерства образования и науки Челябинской области Вероника Костромцова, сочинение будет храниться в течение четырех лет непосредственно в школе, а скан – в течение десяти лет в федеральной базе данных. «Если родители захотят познакомиться с сочинением своего ребенка, то могут обратиться в образовательную организацию. Если педсовет школы, отвечающей за сохранность бланков с сочинениями, разрешит, то они могут быть допущены к документам».
Некоторые вузы уже заявили о том, что готовы рассматривать сочинения абитуриентов при поступлении. Работы выпускников будут оцениваться более жестко и смогут дать дополнительные десять баллов.
Экзаменационное сочинение школьникам предстоит написать уже 3 декабря. Темы они также узнают за 15 минут до написания. С собой выпускникам разрешается взять паспорт, гелевую ручку, воду и шоколадку. На самом экзамене допускается использование орфографического словаря.
После получения результатов сочинения школьники смогут сдать русский язык и географию уже в феврале. Для этого до 1 декабря им необходимо написать заявление. Остальные могут подать заявление до 1 февраля и сдать экзамены в общем порядке.