Компания «Аэрофлот» и Русско-Британский институт управления дали старт новому всероссийскому проекту «ПолетМысли.РФ». Благодаря ему каждый житель страны, от Калининграда до Владивостока, сможет предложить крупнейшему в России авиаперевозчику свои идеи по созданию новых сервисов на борту, улучшению работы с клиентами. Победители получат ценные подарки, а все пассажиры – более комфортные условия для перелетов. Почему «Аэрофлот» решил воспользоваться методом краудсорсинга и сделал ставку на челябинский вуз, рассказал советник генерального директора, руководитель инновационного направления ОАО «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский.
1
– Андрей Александрович, «Аэрофлот», по мнению экспертов фонда «Социальные проекты и программы», является одной из самых инновационных компаний в России. Вы лично были руководителем проекта по внедрению системы электронных продаж, электронного билета и других сервисов. Почему в этот раз вы решили обратиться за идеями к населению?
– В «Аэрофлоте» работает творческий коллектив, но всегда присутствует некий элемент зашоренности. Пассажиры видят привычные для нас вещи по-другому, сталкиваются с ситуациями, на которые мы не всегда обращаем внимание. Кто-то, например, столкнулся с невозможностью подзарядки как обычно севшего девайса. При этом у другого человека есть идея, как устранить эту проблему. Таким образом, к решению одной задачи подключается тысяча человек.
Для «Аэрофлота» это не первый краудсорсинговый проект. В 2013 году мы проводили конкурс по развитию концепта сервиса развлечений на борту. Он также проходил при участии челябинцев в лице РБИУ, и мы остались довольны результатами.
– «ПолетМысли.РФ» реализуется совместно с Русско-Британским институтом управления. Почему выбрали челябинский вуз?
– РБИУ выиграл тендер на проведение конкурса. Стоит отметить, что в нем участвовали и зарубежные компании, например европейский лидер краудсорсинга «Эксаго Венчур С. А.». Но предложения Русско-Британского института управления оказались наиболее интересными. Если другие компании предлагали только технологические платформы, то РБИУ помимо этого предложил сделать этот проект социальным и образовательным. Кроме того, как я говорил, у нас уже был опыт работы с вузом в 2012 году. Тогда проходил конкурс по разработке концептов сервисов на борту. РБИУ также был в числе организаторов.
Краудсорсинг – это и особый вид исследования, то есть такая же научная работа. Ведь нужно уметь собрать материал, его систематизировать, сделать отчеты, проанализировать. РБИУ имеет в этом большой опыт.
Поэтому старт проекту по сбору идей для совершенствования деятельности «Аэрофлота» мы даем в Челябинске.
– Кто может принять участие в проекте и как это сделать?
– Для удобства участия в конкурсе создана онлайн-платформа Полетмысли.рф с удобным интерфейсом, на которой каждый сможет предложить свою идею, посмотреть и прокомментировать идеи других участников, проголосовать за понравившиеся решения.
Краудсорсинговое исследование будет проводиться по трем направлениям:
«Аэрофлот Бонус»;
«Комфортный полет»;
«До и после полета».
Сбор предложений по первому тематическому блоку стартовал 15 января и продлится до 14 марта. Участники программы смогут высказать свои идеи по развитию этой программы, созданию новых сервисов и привилегий, совершенствованию накопления и использования миль.
Авторы лучших идей будут определены экспертным советом по итогам каждого тематического блока. Победители первого тематического блока получат: за первое место – путешествие на двоих в Вену (перелет экономическим классом и проживание в 4* отеле четыре ночи); за второе – суперсовременный планшет-трансформер Microsoft Surface, а за третье – игровую консоль Microsoft Xbox One.
– Какие требования предъявляются к оформлению идей? Должен ли это быть хорошо продуманный проект?
– Понятно, что когда мы обращаемся к столь широкой аудитории, не все смогут свою идею грамотно и тщательно проработать. Все сообщения проходят предмодерацию. С участниками конкурса будут работать специалисты методологического центра и колл-центра, то есть это не одностронняя связь, а некий интерактив, когда человека услышат и помогут оформить идею. На первом этапе есть одно ограничение – нужно внести десятизначный номер своей бонусной карты. Вроде это ограничение, но оно формальное, потому что карту получить просто: достаточно зайти на сайт «Аэрофлота» и заполнить анкету.
Мы надеемся привлечь к конкурсу все слои населения, людей всех возрастов. Надеемся, что школьники и студенты примут активное участие. Ведь «ПолетМысли.РФ» – это не просто сбор идей. У проекта есть образовательная задача – обучение умению генерировать идеи.
– А разве можно научить генерировать идеи?
– Да. Это одна из задач конкурса. Русско-Британский институт управления имеет большой опыт развития креативности у школьников и студентов, использует технологии ТРИЗ и проектного обучения. Преподаватели РБИУ разработали пособие по методике проведения креативных сессий, и мне очень приятно, что они безвозмездно готовы поделиться своим опытом с педагогами всей страны. Школы, желающие принять участие в проекте и заинтересованные в изучении этой технологии, получат по электронной почте такое пособие, а также получат онлайн-консультацию на вебинарах. После такого обучения любой учитель сможет легко провести сессию по генерации креативных идей в любом классе в течение одного урока и в дальнейшем использовать эту технологию на своих уроках. Кстати, каждый школьник, разместивший идею на сайте проекта «ПолетМысли.РФ», получит в свое портфолио личное благодарственное письмо от компании «Аэрофлот».
У нас многие проблемы из-за того, что в людях не воспитали креативность, не обучили их умению решать задачи, генерировать идеи, патентовать, доводить до бизнеса, бороться за их воплощение. Это вопрос создания определенной инновационной экосреды в стране. А среда – это люди.
– Что будет с теми идеями, которые эксперты признают лучшими?
– Надо понимать, что между предложением и его реализацией есть промежуток времени. Я часто общаюсь со студентами, для них пять лет – это много, для авиации это маленький срок. Авиация – отрасль консервативная, потому что все связано с безопасностью. По сути авиакомпания имеет право ничего не делать на борту, чего не сделано авиастроителями. Но все понимают, что без внедрения инноваций стать лучшим на высококонкурентном рынке очень сложно. Лучшие идеи войдут в основу новых исследований, только после этого может быть принято решение о внедрении.
Проект официальный, поэтому после публикации своего предложения у автора есть шесть месяцев, чтобы оформить патент, дальше в силу вступает авторское право. К сожалению, в России очень не развита система патентования. Сравните количество запатентованных решений и сколько реально используется. Количество патентов, поданных в мире и в России, разнится не в нашу пользу. «ПолетМысли.РФ» тоже должен обратить внимание жителей страны и на эти проблемы.
– Какие инновации ждут «Аэрофлот» в ближайшее время?
– Инновационность наша перманентна, она внутренне присуща «Аэрофлоту». Те регалии, которые нам присваивают, награды – это все результат инновационной деятельности «Аэрофлота». Например, есть показатель, связанный с ускорением прохождения пассажирами регистрации, для этого нужны какие-то решения. Но это не значит, что мы должны заставить людей двигаться в два раза быстрее, нужно просто развивать сервисы и открывать дополнительные возможности: киоски саморегистрации, онлайн-регистрация и так далее. Есть и иные задачи. Например, задача «озеленения» бизнеса требует, чтобы самолет меньше двигался на двигателях в зоне аэропорта, меньше сжигал топлива – это вопрос ресурсосбережения и экологии. Так что инновационных аспектов очень много, и параллельно ведется несколько научных работ.
– Было бы здорово, если бы подобные краудсорсинговые проекты проводила не только авиакомпания, но и аэропорты.
– Мы предполагаем, что «ПолетМысли.РФ» станет площадкой для высказывания не только идей, но и мнений и оценочных суждений, причем не всегда лояльных. Все замечания будут переданы в департамент по работе с клиентами «Аэрофлота». Что касается деятельности аэропортов, для нас это тоже важная информация, от этого зависит в целом впечатление пассажира от полета. Мы также соберем все критические замечания и будем это обсуждать с руководством аэропортов и даже муниципальными властями.
Надеемся, что в целом конкурс «ПолетМысли.РФ» станет интересной и полезной площадкой для всех жителей страны.
Фото: фото Олега Каргаполова