Любовь к детям намного важнее профессионализма, а образованность не так уж ценится без развитого чувства справедливости. В этом признались участники соцопроса, посвященного главным качествам учителей. В целом россияне поставили моральные качества педагогов выше профессиональных навыков.
Узнать у россиян, какие качества школьных учителей они считают главными, решили эксперты Всероссийского фонда изучения общественного мнения. Социологи опросили 1600 человек из 42 регионов страны в конце сентября. В общем и целом в исследовании приняли участие жители 130 населенных пунктов.
Как удалось выяснить экспертам, в своем большинстве россияне ценят морально-этические качества учителей больше, чем профессионализм или образование. Самое главное в школьном педагоге – это искреннее чувство любви к детям, считает большинство опрошенных.
«Главным качеством хорошего учителя 40% россиян считают любовь к детям. Каждый четвертый (28%) убежден, что преподаватель обязан обладать педагогическими знаниями и опытом. Пятая доля опрошенных (20%) полагает, что педагог должен быть интеллектуально развит. Другие же называют неотъемлемыми качествами школьных учителей терпение (17%) и справедливость (15%). В целом образованного и грамотного преподавателя хотели бы видеть 11%. Понимание учителем детской психологии считают необходимым 10% респондентов. Кроме того, учитель должен быть ответственен, строг, вежлив (по 4%), трудолюбив, внимателен, коммуникабелен и инициативен (по 2%). Среди прочего также звучали такие требования к педагогам, как современность, нравственность, бескорыстность, оптимистичность (по 1%) и другое», – сообщается в отчете ВЦИОМ.
Многие опрошенные при этом считают, что сегодняшняя школа уже не та, что раньше – уровень преподавания существенно упал. При чем в более зрелых по возрасту группах пессимистичный настроен более силен. Молодежь, напротив, чаще считает, что не все так уж плохо.
«По мнению половины россиян (48%), нынешний уровень преподавания в общеобразовательных учреждениях существенно проигрывает тому, что был во времена их учебы (респонденты старше 60 лет, давно окончившие школу, соглашаются с этим в два раза чаще опрошенных в возрасте 18-24 лет, сидевших за партами совсем недавно: 56% и 31%, соответственно). Напротив, пятая доля опрошенных (20%) уверена, что в целом сегодня учат гораздо лучше, чем тогда, когда они сами ходили в школу. О том, что особой разницы в преподавании «вчера» и «сегодня» не существует, сказал 21% респондентов (среди опрошенных от 18 до 24 лет – 35%, среди участников опроса старше 60 лет – 12%)», – гласят результаты исследования.
Большинство опрошенных полагают, что профессиональный уровень учителей повышают тематические конкурсы. К ним в первую очередь относится «Учитель года». В этом убеждены 82% респондентов.
«Примечательно, что уровень информированности о данном конкурсе среди россиян крайне высок – о нем слышал 81% опрошенных, в том числе 28% владеют подробной информацией и 53% – знают о мероприятии, но не в курсе деталей», – поясняют социологи.
Фото: Фото с сайта Retrofm.ru, инфографика ВЦИОМ