В Челябинске завершился городской этап конкурса «Учитель года». Правда, имя победителя будет объявлено 2 марта. Позади у кандидатов остались конкурсные испытания, бессонные ночи подготовки к заданиям и полезное общение с коллегами. Осталось волнительное ожидание подведения итогов и бесконечный поиск ответов на вопросы, которые были заданы на последнем конкурсном испытании, – круглый стол образовательных политиков.
Одно из самых ярких и серьезных испытаний – открытый урок. Тема озвучивается за два дня до занятия, поэтому на подготовку у педагогов остается не так много времени. Тем не менее уроки всегда проходят интересно и увлекательно.
Как сообщили в управлении образования Челябинска, Марина Беляева предложила школьникам небольшую работу с текстом о любви к чтению, после чего дети приступили к изучению темы «Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий». Урок Светланы Гайдамакиной назывался «Эволюция покровов тела животных». Дети изучили функции покровов разных классов животных и сравнили их между собой. На уроке Дарьи Воротынцевой разговор между учителем и учениками шел исключительно на английском языке. В индивидуальных группах учитель и ребята изучили тему Art, где говорили о видах современного искусства. В конце урока группы подготовили небольшие доклады на английском языке по темам: «Микроскульптуры», «Рисунки шимпанзе» и «Граффити».
Ольга Шалдина провела урок на тему «Площадь круга». Школьникам было предложено решать не совсем обычные задачи: найти площадь основания Царь-колокола, длину дуги окружности цирковой арены, периметр снежного городка. Мария Боброва на своем уроке с учениками младших классов проходила тему «Продукты питания». В игровой форме дети узнали, как можно рассказать о своей любимой еде. Урок Андрея Рогова назывался «Электронные таблицы». Школьники научились решать задачи при помощи электронных таблиц, а проверяли знания ребят роботы, знающие ответы на все вопросы. В конце урока дети выступили в роли аналитиков и рассчитали рентабельность предприятий.
Алексей Попов провел урок на тему «Основные стили в художественной культуре: сентиментализм, романтизм, реализм в первой половине XIX века». На уроке ребятам было предложено вспомнить творчество таких известных личностей, как Николая Карамзина, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Михаила Глинки и многих других.
«Я как историк старался показать, чем уроки истории по культуре отличаются от уроков МХК, сделать упор на процессах, которые происходили в это время, – поделился кандидат исторических наук Алексей Попов. – Мне кажется, успех урока зависит от учителя, он сам должен быть настоящей личностью, интересным для учеников, потому что у детей столько соблазнов: дай им секунду отвлечься, и они уже играют в телефон или своими делами занимаются. Для меня научная деятельность – это возможность отвлечься от школы, не перегорать, иначе работа превращается в рутину».
Финальным испытанием для конкурсантов стал круглый стол с заместителем министра образования и науки Челябинской области Еленой Коузовой, директором лицея №102 Мариной Оксенчук и помощником ректора ЧИППКРО Александром Машуковым. На дискуссии прозвучали серьезные вопросы, касающиеся качества образования, поддержки педагогов.
Большинство учителей высказались за то, что важный критерий при оценке качества образования – умение детей применить полученные знания на практике. Некоторые конкурсанты также выразили мнение, что оценить работу учителя можно только через несколько лет – по успехам и достижениям их выпускников.
На дискуссии был затронут еще один серьезный вопрос – материальные и нематериальные стимулы для учителя. Конкурсанты отметили, что для любого педагога важно признание его достижений – от доски почета до приглашений на мастер-классы. Молодые учителя отметили и необходимость поддержки более опытных коллег. «Для руководителя образовательной организации это один самых важных и болезненных вопросов, потому что премиальная часть расписывается в соответствии с законодательством. Хорошую зарплату получают те педагоги, которые уже имеют достижения. Но как быть молодым? Я считаю, что если есть желание, стремление работать в школе, применять новаторские подходы, то все к вам придет», – подчеркнула Марина Оксенчук.
У Елены Коузовой конкурсанты поинтересовались, считает ли она ЕГЭ объективным показателем для оценки работы руководителей учебных заведений и самих школ. «Нет, не считаю, потому что оценивать нужно исходя из множества показателей. Но ЕГЭ как один из инструментов вполне подходит. Есть оценка внутриотраслевая и есть общественная. Для нас важно сделать так, чтобы они совпадали», – ответила Елена Коузова.
Свои критерии были и у членов жюри конкурса «Учитель года». Они оценивали конкурсантов по умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, четко формулировать проблему. «Быть в жюри в какой-то степени даже сложнее, чем самому участвовать в конкурсе, – говорит победительница прошлого года, учитель математики лицея №102 Елена Чебыкина. – Нужно быть очень объективным, все раскладывать по полочкам, чтобы оценка была справедливой. Это непросто. С другой стороны, я увидела интересные уроки, много находок. Конкурс – это копилка, из которой можно черпать и черпать приемы, которые можно использовать и на своих уроках».
По другую сторону баррикад оказалась еще одна победительница конкурса «Учитель года – 2011» Екатерина Горват: «Я отметила для себя широкое использование IT-технологии, их внедрение в обучение. Еще меня удивили способности конкурсантов работать с детьми как старшего возраста, там и младшего. Я считаю, что это особый дар, умение быстро перестраиваться, притягивать к себе и старших и младших».
Несмотря на то что конкурс завершен, имя победителя держится в тайне. Кто станет лучшим учителем Челябинска в 2015 году, будет объявлено 2 марта.
Фото: Фото с сайта Chel-edu.ru