– Мам, дай посидеть за компом!
– Да сколько можно, один компьютер на уме! Уроков море, опять потом будешь заниматься до полуночи!
– Ну, мам, мне очень надо!
... Знакомый диалог, не правда ли? Многие родители вступают в него едва ли не ежедневно, всеми силами стремясь оградить детей от ненужного и чрезмерного, по их мнению, увлечения Интернетом. Действительно, с каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. По данным ВЦИОМ и ФОМ, в России в среднем лишь треть взрослых, имеющих дома компьютер, активно пользуется Интернетом, тогда как среди подростков этот показатель равен 94%.
Что же дает подросткам Интернет?
Прежде всего, информацию. В Сети существуют огромные библиотеки учебной и научной литературы, доступ к которым часто бесплатный, тематические научные сайты и многое другое. Обилие доступной информации помогает подросткам быстрее находить нужный учебный материал, расширяет кругозор, повышает интеллект и знания. Да и нынешняя образовательная программа во многом рассчитана на использование учащимися информации из Интернета.
По словам Оксаны Дмитриевой, педагога с 20-летним стажем преподавания, глобальная Сеть приносит подросткам много пользы, если оперировать ею правильно: «Я за то, чтобы ученики пользовались Интернетом. Ведь это, по-сути, улучшенный аналог обычных библиотек, только без потери времени. Все под боком, все рядом, на расстоянии вытянутой руки. Сейчас детям гораздо проще подготовить доклад или лекцию, сделать презентацию, найти и прочитать нужный учебный материал. Иногда без выхода в Интернет дети просто не смогут приготовить какое-то задание, и родителям надо это понимать. Другое дело, что информация бывает всякая, и негативная тоже. Но это уже наша забота – учителей и родителей, как оградить детей от нежелательных открытий. Все хорошо в меру».
Кроме того, глобальная Сеть дает подросткам возможность общаться, не обращая внимания на расстояния. Многочисленные форумы и группы по интересам позволяют им найти себе занятие по вкусу.
«Я уже второй год сижу в группе, посвященной плетению из бисера. Просто зашла как-то посмотреть на украшения ручной работы и поняла, что бисероплетение – это очень здорово и красиво, – рассуждает ученица десятого класса Аня Старцева, – я захотела научиться делать так же. В группе мне помогали советами, показывали интересные узоры, подбадривали, если что-то не получалось. А потом мы начали просто общаться на другие темы. Получается, что благодаря Интернету я нашла и хобби, и друзей».
По данным российского объединения ЮНПРЕСС, которое изучает влияние всемирной Сети на подростков и молодежь, по сравнению с обычными детьми интернет-дети больше общаются со сверстниками (70,3% против 43,9%), с родителями (29,9% против 22%), они больше включены в социальную жизнь, имеют разнообразные интересы. По мнению президента ЮНПРЕСС, доктора педагогических наук Сергея Цимбаленко, это опровергает мнение, что виртуальный мир уменьшает реальное жизненное пространство: «Интернет выполняет важные социальные функции коммуникации. Помимо того, что социальные сети помогают, например, при общении с родственниками или отцом в разведенных семьях, регулируя семейные отношения, они еще позволяют детям сохранять контакт с друзьями из других городов или стран. Кроме того, Интернет помогает подросткам реализовать свои потребности и интересы, расширить собственную среду обитания, часто ограниченную школой и домом».
Однако, несмотря на очевидные плюсы всемирной Сети, ее неправильное и бесконтрольное использование может нанести подросткам ощутимый вред. Недостаточное физическое развитие, риск столкнуться с нежелательной информацией, уход от реальности в виртуальную среду – это далеко не полный список того, что может случиться с ребенком из-за неверного использования возможностей Интернета.
Главный страх родителей – развитие у подростка компьютерной зависимости, то есть желания постоянно быть online, даже в ущерб реальной жизни. По словам доктора медицинских наук, заместителя директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, главного детского специалиста-психиатра Минздравсоцразвития России, профессора Евгения Макушкина, основными факторами развития зависимости от компьютера и Интернета являются наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало внимания родителей, гиперопека, а также отрицательное влияние сверстников. «Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет резких отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», – считает психиатр.
По его мнению, родителям стоит начать бить тревогу, если у подростка имеется несколько конкретных признаков:
снижение успеваемости в школе;
потеря интереса к происходящему вне Сети;
нарушения сна;
резкие, немотивированные перепады настроения;
неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала;
резкое увеличение времени, проводимого за компьютером.
По данным начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков Елены Мурашовой, оптимальное время, которое подросток должен проводить за компьютером, не должно превышать часа в день. Остальное время подросток должен проводить «в реале». Однако возможность развития сетевой зависимости является не единственным минусом неправильного использования Интернета подростками.
О дополнительных угрозах чрезмерного увлечения виртуальной реальностью рассказывает кандидат психологических наук, практикующий психолог – консультант Елена Гудкова: «Искусственная среда, в которой оказывается подросток в Интернете, позволяет ему получить готовые, кем-то заранее сформулированные и далеко не всегда адекватные ответы на нравственные вопросы. Часто в реальной жизни подросток чувствует себя беспомощным и поэтому с удовольствием прячется за аватарками в соцсетях, выражает эмоции смайликами, не умеет формулировать собственные мысли. Зачем? Ведь есть целые сайты, которые сделают это за него при помощи красивых статусов. Не умея самостоятельно собирать и перерабатывать информацию, не имея опыта критичной оценки событий, подросток зачастую превращается в продукт медиакультуры, которым легко манипулировать. Конечно, компьютер, Интернет, игровые программы-симуляторы могут стать хорошим подспорьем для полноценного развития ребенка, но только при условии, что они будут целенаправленно, разумно и весьма ограниченно применяться взрослыми».
По мнению психологов, уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий:
Находить время для общения с ребенком, причем очень важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами, они сами провоцируют проблемы.
Быть в курсе новых технологий, самими стать для ребенка проводником в виртуальную реальность, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения Интернета», – считает Евгений Макушкин, – нужно показать ребенку все возможности Сети – не только игры и социальные сети, а научные порталы и библиотеки».
Иметь представление о том, чем занимается ваш ребенок в Сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки, а просто добавить его в друзья в социальных сетях. Заодно будете в курсе и того, с кем и как он общается, какие темы его интересуют.
Заранее позаботиться об организации интересного досуга своего ребенка, подумать о разнообразии его жизни. Если у подростка много интересов, то у него просто у него не будет времени для блуждания по Сети, да и мотивации использовать Интернет в полезных целях будет значительно больше.
Побороть собственные страхи и зависимости, принять себя и научиться получать удовольствие от жизни в простых вещах.
Ведь по большому счету глобальная Сеть – это всего лишь огромный склад информации, который никогда не заменит живых человеческих чувств и эмоций.