Рисование красками на воде, сказкотерапия, игры с ассоциативными картами – сегодня психологи, работающие в сфере образования, используют все возможные способы, чтобы помочь и детям и взрослым. Новые методы работы были продемонстрированы на первом в Челябинской области региональном форуме психологов образования.
Направление детей к психологу до сих пор вызывает у многих родителей чувство паники. Хотя именно эти специалисты в силах помочь избежать непоправимого. «На своих встречах с родителями я всегда поясняю, что психологи, это не психиатры, психологи работают со здоровыми людьми и бояться их не надо, – говорит уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Маргарита Павлова. – Недавно на прием пришла мама. Жаловалась, что ребенок в школе скатился на двойки, рискует остаться без аттестата. Начали выяснять в какой момент он забросил учебу. Оказалось, произошло это после того, как мальчик узнал, что воспитывался неродным отцом».
Психологи признаются, что в подростковом возрасте школьников больше всего волнуют ЕГЭ. «В этот период обязательно должно быть психологическое сопровождение, – считает психолог южноуральской школы №1 Ирина Чепушканова. – Это поможет минимизировать стресс и снизить риск суицида. Дети очень переживают, сама процедура для них оказывается более волнительной, чем сам экзамен. На занятиях мы даем возможность школьникам немножко пережить это состояние, проиграть ситуацию, чтобы на самом ЕГЭ было не так страшно. Кроме того, раздаем памятки, как вести себя до экзамена и во время, чтобы не разволноваться и сдать ЕГЭ хорошо».
Психологу управления воспитательной работы ЧелГУ Марату Газизову приходится работать с уже самостоятельными ребятами: «Как правило, молодых людей волнуют проблемы самоопределения, развития определенных качеств, преодоления неуверенности в себе. К нам обращаются не только студенты, но и преподаватели. Тем, кто работает уже много лет, я советую находить новые формы работы, не бояться экспериментировать, чтобы преподавательская деятельность не превращалась в рутину».
Психолог Центра психолого-педагогической помощи Металлургического района Елена Первухина уверена, педагог должен взаимодействовать с психологом с первых дней работы: «Это поможет пройти адаптацию, влиться в коллектив, наладить отношения с детьми, решить сложные ситуации. Педагогам часто приходиться сдерживать эмоции, а это приводит к перенапряжению. Психологи помогают правильно снять его и проводят профилактику психико-эмоционального выгорания. В конфликтных ситуациях между учителем и детьми или внутри коллектива тоже не обойтись без психологов».
На форуме участники делятся своим опытом. Одни показывают, как можно использовать кино- и видеоматериалы в работе с подростками, другие – возможности интерактивной доски, третьи – обучают азам техники символдрамы и арт-терапии. Одной из продемонстрированных методик стала восточная эбру – техника рисования на воде. Как создают картину на водной глади – в репортаже телеканала 74.ru.
В рамках форума проходит также конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог Челябинской области – 2015». В нем принимают участие восемь педагогов-психологов. Победитель представить Южный Урал на всероссийском этапе конкурса.
Фото: Фото с сайта Outfund.ru, видео Дмитрия Сиваша, монтаж Марии Романовой