Ученики четвертых классов станут участниками проекта по введению всероссийских проверочных работ. Эксперты оценят знания школьников по русскому языку, математике и окружающему миру. Челябинская область является экспериментальной площадкой, где уже два года подряд проходят подобные мониторинги. ChelDiplom попытался выяснить, какие выводы сделали специалисты и чего ждать от проверочных работ.
Подготовка к ЕГЭ с младших классов?
В Министерстве образования и науки РФ сразу пояснили, что проверочные работы – это не аналог ЕГЭ. По словам первого заместителя главы Минобрнауки Натальи Третьяк, всероссийские проверочные работы, апробацию которых планируется начать в новом учебном году, будут представлять собой привычные для учеников и учителей контрольные работы, только задания для них разработают не сами школы, а федеральные эксперты.
Писать Всероссийские проверочные работы школьники будут в своем классе, в присутствии своего учителя, который затем проверит их. Никаких дополнительных мер безопасности и контроля, подобных тем, что используются при проведении ЕГЭ, вводиться не будет. На этапе апробации не будет и единого дня для проведения проверочной работы – школы смогут выбрать удобное время самостоятельно и даже вовсе отказаться от участия в проведении такой работы.
Оценка, которую учащийся получит за данную работу, будет влиять на его итоговую оценку за четверть или год в той же мере, как и оценки за другие контрольные. Если школьник не справился с работой, это само по себе не станет основанием оставить его на второй год. Такое решение может быть принято, только если учащийся систематически не успевает и демонстрирует неудовлетворительные результаты, отметила Третьяк.
Отличительной особенностью Всероссийских проверочных работ станет то, что задания для них будут едиными для всех школ. Предполагается, что их разработают специалисты Федерального института педагогических измерений при участии экспертов Российской академии образования и ведущих педвузов страны. Результаты проведения этих работ позволят Минобрнауки выявить и скорректировать слабые места в образовательных программах и подготовке школьных учителей.
«Это хороший мониторинговый инструмент для диагностики системы общего образования, чтобы мы могли оперативно реагировать на пробелы не в 10-11 классе, когда обучение уже по сути завершается, а с начального уровня, чтобы корректировать образовательную траекторию ребенка», – сказала Третьяк РИА «Новости».
Пристальное внимание к качеству образования в начальной школе связано с введением нового федерального образовательного стандарта. В Челябинской области все ученики с первого по четвертый класс уже учатся по ФГОС.
«Мы два года апробировали тестирование выпускников четвертых классов. В этом году провели массовый мониторинг оценки достижений обученности детей начальной школы. Надо сказать, что получили хорошие результаты, мы надеемся, что наши школьники и дальше будут их демонстрировать», – прокомментировала первый заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова.
Непонятные тесты
С резкой критикой введения тестирования выступил депутат Госдумы Владимир Бурматов. «Есть опасность, что процесс обучения сведется к «натаскиванию» на «расставление галочек» в правильных местах, а не на формирование мировоззрения, эрудиции, способности работать с информацией, делать выводы», – цитирует депутата ТАСС. Политик предложил отложить всеобщую проверку до согласования с экспертным сообществом.
Не в восторге от тестирования родители школьников. «Родителей собрали для разбора тестовых работ, и у меня волосы встали дыбом, – говорит мама выпускницы 4-го класса. – Было задание: отметьте фигуры, у которых можно найти и периметр, и площадь. Ребёнок отметил восьмиугольник, круг, прямоугольник и квадрат. Оказывается, что отмечать круг – это фатальная ошибка. Почему? Оказывается, «мы не проходили, как искать площадь и периметр круга, поэтому его отмечать не нужно». Странным проведение тестирования показалось и еще для одной мамы: «Балл нам не поставили за задание, в котором на плане садового участка по описанию надо было место клумбы отметить. Начихать, что галочку поставила в нужном месте. Надо было эту галочку ещё в пустые скобочки в задании нарисовать».
Сложный русский язык
«Независимое тестирование позволяет выявить метапредметные навыки – это анализ, систематизация, классификация, – поясняет директор челябинского лицея №11 Елена Киприянова. – Сам тест сделан по аналогии с международными исследованиями PIRLS и TIMSS. Это не тест в классическом понимании, это развивающий тест, познавательный, содержательный, необычный, с картинками. У наших учеников был достаточно высокий результат по математике, но недостаточный, на наш взгляд, по русскому языку. Мы увидели, что нам нужно изменить немного технологию преподавания».
Как сообщила в своем докладе на августовском городском педсовете начальник управления образования Челябинска Светлана Портье, в целом с комплексной работой справились 98,4% четвероклассников, что выше показателя муниципального задания на 1,6%; по русскому языку – 97,1%, это ниже показателя, определенного муниципальным заданием, на 1,4%; по математике – 98,2%, что ниже показателя, определенного муниципальным заданием, на 0,3%. «Анализ работ показал, что в большей степени у учащихся четвертых классов сформированы умения преобразовывать и интерпретировать информацию, в меньшей – осуществлять поиск информации и понимать прочитанное. Требуют отработки предметные результаты по таким разделам программ, как: «орфография» и «развитие речи» (русский язык), «решение текстовых задач» и «геометрические величины» (по математике)», – говорится в докладе.
От проблем с русским языком до пробелов в математике
Эксперты отмечают, что после начальной школы график успеваемости и качественных показателей у детей снижается.
После начальной школы в Челябинске по ФГОС будут обучаться школьники 5-х классов всех школ и учащиеся 6-8 классов 26 образовательных организаций, ставших городскими инновационными площадками по созданию условий для введения ФГОС основного общего образования.
В рамках реализации программы Национальных исследований качества образования (НИКО), начатой в России с октября 2014 года, анализировалось состояние математического образования в 5–7 классах. Проверялась гипотеза о заметном снижении качества математической подготовки, исследовалась мотивация обучающихся и их интерес к изучению математики, связь интереса и реальных учебных достижений обучающихся. По итогам исследований Челябинская область включена в пятый кластер со средними результатами по математике.
В городской образовательной системе проведена независимая экспертиза математической грамотности учащихся шестых классов. Средняя отметка выполнения работы по городу составила 3,46.
«Наибольшую сложность (процент выполнения 11%) вызвали задания с выполнением перехода от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической, умение строить и исследовать математические модели, решение текстовых задач. Результаты качества подготовки по математике в рамках названных экспертиз в целом соответствуют результатам других внешних оценочных процедур, проводимых в стране: ОГЭ, ЕГЭ, сравнительных международных исследований т.п. Среднетестовый балл, полученный выпускниками школ Челябинска на ЕГЭ по математике профильного уровня, ниже среднего показателя по РФ. Значительно выше в сравнении с РФ в целом и отклонение от средневзвешенного показателя по математике профильного уровня (соотношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ 10% школ с худшими результатами), что свидетельствует о большой разнице в качестве математической подготовки в разных школах города, в том числе, достаточно низком качестве в ряде профильных классов. Результаты исследования позволили сделать вывод о наличии определенного потенциала в повышении качества математического образования», – подчеркивается в докладе Светланы Портье.
Если эксперимент с тестированием выпускников начальной школы пройдет в России успешно, со следующего учебного года подобные проверочные будут введены и в других начальных классах, а с 2017 – и в основной школе.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com