Автономная теплица, система очистки воздуха от сероводорода, мини-электростанция, мобильный помощник водителя... Это не коммерческие предложения фирм, а проекты школьников, которые можно было увидеть в Челябинске на выставке II Всероссийского технического форума.
Одиннадцатиклассник Павел Колодкин из челябинского лицея №97 разработал специальное приложение для телефона, которое должно повысить внимание водителей. Мобильный помощник задает вопросы и по скорости реакции определяет степень усталости того, кто за рулем. «Помощник задает вопросы с периодичностью в пять минут. Это простые вопросы на логику, общее развитие. Если водитель отвечает неправильно или просто молчит, система подает громкий звуковой сигнал», – поясняет юный изобретатель. Идея не нова, но особенность программы школьника – в простоте и доступности. Тем более базу вопросов можно увеличивать постоянно.
Десятикласснику из лицея №102 Александру Боброву для создания своей модели пришлось воспользоваться дедушкиным гаражом. Там он нашел все необходимые детали для того, чтобы построить собственную мини-электростанцию. «Это устройство способно вырабатывать напряжение 220 вольт и проводить подзарядку аккумуляторной батареи. Оно может пригодиться, если, например, в машине разрядился аккумулятор или нужно приготовить пищу на даче», – рассказывает школьник. На реализацию проекта у него ушло почти полгода.
Выпускница Ольга Попова из лицея №77 озаботилась проблемами экологии. На выставке она представила модель очистки воздуха от сероводорода. «В нашем городе много промышленных предприятий, и воздух постоянно загрязняется. Особенность в моей модели в том, что можно проверить, насколько эффективно прошла очистка. Если воздух не полностью очистился, то цвет катализатора изменится», – показывает на колбочки школьница.
Учитель технологии из миасской школы №16 Анна Рябова вместе с учениками разработала проект пристроя: «В нашей школе около 1300 обучающихся, и нереально перевести всех на учебу в одну смену. Территория позволяет сделать пристрой, где можно разместить начальные классы». Единственное на что сетует педагог, – отсутствие в школе черчения. «В рамках нашего урока невозможно всему научить, приходится работать с теми, кто схватывает на лету. Уроков черчения очень не хватает – это большой пробел в современном образовании», – считает педагог.
На выставке гости могли увидеть самые необычные модели – фрезерный станок из лего, чудеса сварки, аппарат для выдачи конфет. Но больше всего, маленьких посетителей впечатлили симуляторы для обучения управлению мотодельтопланом, самолетом. Благодаря форуму некоторые дети впервые попробовали создать собственные самолетик, научились делать воздушных змеев, собирать и программировать роботов.
Всего в Челябинской области по итогам 2014 года техническим творчеством занимаются 6,17% детей, что выше среднего общероссийского показателя, но не является образцовым. «Минимальный показатель в регионах составляет 2,3%, а максимальный – в Ленинградской области – 10,7%. Учитывая, что инженерные специальности и техническое творчество – это приоритет, такие цифры очень малы, – заявил главный специалист Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Евгений Зак. – Нам необходимо в кратчайшие сроки увеличить охват детей техническим творчеством до 15-20%. Эта задача выглядит особенно объемной, если учесть, что за последние два года число специализированных центров допобразования уменьшилось на 14%. Но мы эту динамику будем ломать. Президентом страны поставлена задача не допустить свертываемости программы дополнительного образования детей».
На техническом форуме была продемонстрирована модель «От детского сада до производства», которая реализуется в Челябинской области. Как отметил, директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав Халамов, уже разработаны методические комплекты для обучения детей от дошкольного возраста до старшего школьного.
По словам Евгения Зака, регионы, которые успешно реализуют программы допобразования технической направленности, смогут рассчитывать на субсидии из федерального бюджета для распространения эффективных практик.
Фото: Фото Олега Каргаполова