Лучшие инженеры-конструкторы Уральского округа собрались в ЮУрГУ на финальный этап конкурса «Славим человека труда». Из 17 участников жюри выбрало сильнейших в двух номинациях – «Инженерное искусство молодых» и «Профессиональный инженеры». В студенческой категории лучшим стал выпускник ЮУрГУ, представивший проект гоночного электроболида.
Как рассказал проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Радионов, в отборочном туре приняли участие более 40 человек от 5 вузов и 16 предприятий. До финала дошли 17, 9 из которых являются студентами высших учебных заведений Урала.
В финальном этапе перед участниками была поставлена задача – презентовать свой проект. Все разработки конструкторов, как профессиональных, так и начинающих, оказались не только интересными, но и очень востребованными.
Например, магистрант МГТУ им. Носова Андрей Дерябин разработал систему цепного барьера, которая может использоваться на блокпостах предприятий, автопарковках. «Цепной барьер сегодня может быть длиной до 16 метров, а у меня до 20 метров, шлагбаума таких размеров вы тоже нигде не найдете. При этом все работает в автоматическом режиме, управление идет с брелоков, не нужно тратиться на освещение, отопление и так далее. Схема устройства довольно проста, у меня имеется экземпляр, который я собрал вручную», – говорит магистрант.
Ведущий инженер-конструктор «Уралмаш НГО Холдинг» Дмитрий Пасынков представил систему привода для буровых установок грузоподъемностью 320 тонн: «В России только две компании производят такое оборудование, в их числе мы. Это пример импортозамещения», – подчеркивает инженер. Принять участие в конкурсе компания согласилась, чтобы показать свои наработки и посмотреть на студентов. «Нам очень нужны новые кадры – умные, образованные инженеры», – говорит Дмитрий.
С этим согласен и представитель компании «Курганские прицепы» Николай Головин: «Профессия инженера очень интересная, она позволяет создавать что-то принципиально новое».
Студент автотракторного факультета ЮУрГУ Григорий Салимоненко представил разработку гоночного электроболида с учетом регламента соревнований «Формула-студент»: «Новизна болида в том, что он полностью электрический. В целом вся автомобильная промышленность направлена на то, чтобы сделать эффективные электромобили. Это машины завтрашнего дня, и мы работаем в этом направлении», – прокомментировал студент. По его словам, в ЮУрГУ созданы все условия для научных разработок. «У нас очень хорошая материальная база, предоставляются ресурсы, такие как программы компьютерного моделирования. Также я представляю студенческое конструкторское бюро и могу сказать, что у нас есть отдельное помещение, где мы можем работать. Уже создано два болида и роботизированное самоходное устройство», – подчеркнул Григорий.
Координатор конкурса «Славим человека труда», начальник отдела Минэкономразвития Челябинской области Владимир Архипов рассказал, что проекты, представленные на конкурс, либо уже реализуются, либо подходят к этому этапу: «Недавно завершился конкурс в компетенции инженер-металлург, и мы увидели, что у всех были солидные экономические эффекты – до 60–100 миллионов рублей». Это подтверждает и проект студентки пятого курса МГТУ им. Носова Карины Баландюк. В ЮУрГУ она представляла проект конвейера для транспортирования окалины. Он уже внедряется на ММК и позволяет избавить работников от опасной и вредной деятельности.
Перед организаторами конкурса стояла непростая задача – нужно было разработать систему единых критериев, которая позволила бы объективно оценить компетенции инженеров-конструкторов, представлявших экспертам самые различные разработки. .
В номинации «Инженерное искусство молодых» работу участников оценивали:
доктор технических наук, профессор, академик Российской академии транспорта, декан автотракторного факультета ЮУрГУ Юрий Рождественский;
кандидат технических наук, доцент, декан архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ Дмитрий Ульрих;
кандидат технических наук, доцент кафедры «Электромеханика и электромеханические системы» ЮУрГУ Борис Гомберг;
доктор технических наук, профессор, декан энергетического факультета Сергей Ганджа;
инженер первой категории управления федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Сергей Ахраменков.
В состав жюри по номинации «Профессиональные инженеры» вошли:
доктор технических наук, профессор, декан факультета компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники ЮУрГУ Лев Казаринов;
кандидат технических наук, доцент, декан аэрокосмического факультета ЮУрГУ Евгений Сафонов;
доктор технических наук, профессор, член ассоциации инженеров России, декан механико-технологического факультета ЮУрГУ Виктор Гузеев;
главный специалист Головного специализированного конструкторского технологического бюро по двигателям КТЦ ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Андрей Маслов.
Имена победителей и призеров конкурса были объявлены на торжественной церемонии награждения. В номинации «Профессиональные инженеры» победителем стал инженер-конструктор 1 категории ЗАО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург) Артем Ямалтдинов и его проект «Совершенствование выхлопных патрубков цилиндров низкого давления теплофикационных паровых турбин». В студенческой номинации победу одержал студент автотракторного факультета ЮУрГУ Григорий Салимоненко.
Победители и призеры получили дипломы и денежные вознаграждения. По словам Григория, выигранные деньги будут потрачены на нужды команды, к примеру, на покупку нескольких аккумуляторных ячеек для болидов.
Перед конкурсантами и зрителями в этот день выступил Андрей Перла, помощник полномочного представителя президента в Уральском Федеральном округе: «Мы благодарны людям, которые являются инициаторами этого этапа и лично председателю совета ректоров УРФО Александру Шестакову. Им удалось качественно в короткие сроки проработать документацию и создать программу для инженерного конкурса, который важен не только для Урала, но и для всей России. Это был прекрасный конкурс, вы поставили самую высокую планку, которую только можно было задать, я уверен, что в следующем году уровень конкурса будет еще более высоким».
Победители конкурса «Славим человека труда» в разных компетенциях соберутся в апреле в Кургане на финальную церемонию награждения.
Фото: Фото Глеба Лунина и пресс-службу ЮУрГУ