В мае четвероклассникам предстоит написать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру. Чем они отличаются от привычных контрольных, может ли результат проверочной повлиять на годовую оценку и стоит ли нанимать репетиторов? Об этом мы поговорили с начальником управления общего образования Министерства образования и науки Челябинской области Еленой Тюриной.
– Елена Александровна, зачем нужны Всероссийские проверочные работы (ВПР)?
– ВПР нужны, чтобы оценить уровень качества начального образования в России. По сути это те же годовые контрольные, но с едиными по всей стране текстами, процедурой проверки знаний и системой оценивания. Это позволит сделать выводы о качестве начального образования в каждом регионе страны, включая школы Челябинской области.
Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями, органами власти для анализа текущего состояния образования и формирования программ ее развития.
Результаты ВПР полезны и для родителей. Вместе с учителем они смогут определить образовательную траекторию своих детей, увидеть, в чем есть пробелы и как их можно исправить.
– Могут ли проверочные работы повлиять на годовую оценку?
– Поставить отметку знаниям школьника – не самоцель ВПР. Хотя мы даем рекомендацию перевести баллы в привычную пятибалльную систему оценивания. Она более понятна и родителям, и детям. Но образовательные организации сами решают делать это или нет.
В Челябинской области Всероссийские проверочные работы напишут 34 тысячи четвероклассников.
В принципе итоги проверочных работ могут повлиять на годовую оценку, но бояться этого не надо. Возьмем ситуацию – ребенок учился по математике на пять, а ВПР написал на четыре. Учитель принял решение, что этот ученик не знает предмет на отлично, и ставит ему на балл ниже. Но ведь может быть и наоборот! Уж лучше получить объективную оценку, чем завышенную.
– В редакцию ChelDiplom.ru пожаловались родители челябинской школы, в которой учитель запугивает детей всероссийскими проверочными работами. Им говорят, что, если они плохо напишут, то будут переведены в более слабую школу, что нужно нанимать репетиторов. Насколько это законно?
– Жаль, что возникают такие ситуации. Министерство образования провело большую информационную работу с муниципалитетами, со школами, чтобы не было такого нагнетания. Оно совершенно не имеет под собой оснований. Всероссийские проверочные работы – это не общий государственный экзамен, который дает право на получение аттестата и перевод в профильные классы, это не ЕГЭ, от результата которых зависит поступление в вуз. Подобная позиция учителя не допустима. Предлагая нанимать репетиторов своим ученикам, педагог тем самым пытается замаскировать свои недоработки. А цель проверочных работ, я еще раз подчеркну, – получение реальных данных о качестве и результатах обучения.
О переводе в другую школу из-за низких оценок и вовсе не может быть речи. У ребенка есть законное право окончить ту образовательную организацию, куда он был зачислен.
Если ребенок успешно осваивал программу в течение четырех лет, то пугаться проверки не нужно. Задания все понятны. Работа представляет собой красочную книжку, оформленную с учетом возрастных особенностей. Там крупный шрифт, есть картинки, поля для записей.
– В прошлом году Всероссийские проверочные работы уже проходили в нескольких школах области. Каковы их результаты?
ВПР в мае 2016 года пройдут для учеников 4-х классов. 11 мая они напишут диктант, 13 мая – вторую часть работы по русскому языку, 17 мая – математику, 19 мая – проверочную работу по окружающему миру.
– Да, в декабре 2015 года в Челябинской области в пробном режиме были проведены проверочные работы по русскому языку и математике. Работы по русскому писали 514 четвероклассников из восьми школ региона. Первая часть работы представляла собой диктант и задания к нему. Вторая часть включала задания на проверку грамотности чтения, а также задания, проверяющие знание основ системы русского литературного языка. Знания по математике проверялись у 617 учеников. В работах оценивались умения считать, применять математические знания для решения практических задач, логически рассуждать, работать с информацией, представленной в разных формах.
В целом анализ результатов ВПР по математике показал, что общий уровень подготовки обучающихся 4-х классов по математике и русскому языку соответствует требованиям федерального образовательного стандарта. С ВПР справились практически все обучающиеся.
Мы надеемся, что результаты Всероссийских проверочных работ в этом году будут на хорошем уровне. В будущем планируется проводить такие работы по итогам каждого года: в 2016 году – для 4-х классов, в 2017 году – для 4-5 классов и так далее.
– Как родителям подготовить ребенка к проверочной работе? Нужно ли накануне повторять пройденный материал?
– Нужно создать ребенку комфортные условия, чтобы он выспался и с утра позавтракал. Перелистывать учебник не обязательно, лучше прочитать книжку. Тут нужно довериться учителю, который работал с детьми на протяжении четырех лет.
Фото: Фото Максима Петрова, с сайта Shutterstock.com