«Все многоцветие литературы должно быть согласовано», – вот девиз творческой встречи популярных писателей Захара Прилепина и Сергея Шаргунова со школьниками. Встреча состоялась в челябинском лицее №31 в рамках образовательного проекта «Открытая книга» под руководством преподавателя литературы Нелли Михайловны Пащук.
Зал лицея сейчас пустует. Буквально через 20 минут сюда начнут стекаться школьники и другие слушатели, чтобы побывать на творческой встрече с известными российскими писателями Захаром Прилепиным и Сергеем Шаргуновым.
Немного с опозданием в зал друг за другом заходят те самые Прилепин и Шаргунов, которых с трепетом ждут слушатели.
«Я рад вас всех приветствовать, друзья, – с улыбкой начинает Сергей Шаргунов. – 31 лицей – это место, уникальное для всей страны, для всего мира. Лицей дает фору многим другим учебным заведениям нашей страны. Я всегда ставлю его в пример другим. Несмотря на невероятную занятость, мы с моим другом вырвались к вам, чтобы пообщаться».
Приходит время награждать детей заслуженными дипломами за успехи в олимпиаде по литературе. Нелли Михайловна поочередно называет имена и выдает в руки заветный диплом с автографами писателей.
«Каждый диплом получился уникальным, подписи не повторяются», – смеются писатели.
Дальше с приветственным словом, или «кавказским тостом», как выразились гости встречи, выступает Захар Прилепин.
«Я, честно говоря, думал, что зачастил к вам в Челябинск, появилось ощущение, что надоел. Но вот смотрю, много людей к вам ездить начало, и я даже как-то заревновал. Такого «иконостаса», как у вас на стене, нет больше нигде! – с уверенностью заявляет писатель. – Я поражен большой гуманитарной подкладкой этого лицея, работой уважаемой Нелли Михайловны».
Прилепин и Шаргунов являются участниками образовательного проекта 31 лицея «Открытая книга». В этот раз большую часть встречи они посвятили теме национальной идеи.
«Вот если бы колоссальные средства олимпиады направить в образование…Вот она, национальная идея России! – увлеченно продолжает Захар. – В детстве я абсолютно ничего не понимал в математике, было очень тяжело тогда. А вот сын блестяще разбирается в этой точной науке, – говорит писатель. – Я очень вдохновлен идеей пересечения двух наук: гуманитарной и точной. Есть, например, математические способы изучения филологии. Я считаю, что в этой школе вершится великое дело».
Авторы презентовали свои новые книги, которые выйдут в свет совсем скоро. Например, Сергей Шаргунов рассказал о свое книге, посвященной биографии его любимейшего писателя – Валентина Катаева.
Большую дискуссию вызвала тема единого литературного канона, который, как считают писатели, должны единогласно принять учителя всей страны.
«Должен быть базовый список произведений, который сформирует литературный канон. Он должен работать на здравое просвещение учащихся. Вариативность списков литературы, которая царит сейчас в школах страны, приводит лишь к хаосу. Необходимо давать школьникам представление о литературе, но не перегружая. Все учителя с разными мировоззрениями должны договориться между собой о таком каноне тех произведений, без которых человек и гражданин преуспевать не может, – уверен Сергей Шаргунов. – Я создал 700-страничный учебник русско-советской литературы».
Также нашлось время порассуждать на тему сложности восприятия древнерусской литературы.
«Для древнерусской литературы характерна цикличность событий. Понятие прогресса не существовало. Сегодня происходит всё то, что описано в летописях. Мы не стали умнее, острее. Нам даровано колоссальнейшее историческое, филологическое и культурное наследство. И это не патриотический угар!» – объясняет Захар Прилепин, обращаясь к аудитории.
На вопрос, зачем создавать каноны, если они уже существуют, писатели отвечают так: «Те, кто убирают Толстого из литературы за сектантство, сами являются сектантами. Нужно выбрать то, что будет основой и факультативом. Разрушение советских фундаментальных образов – большая трагедия. Хорошо, что интерес к ним снова растет».
Также Сергей Шаргунов отмечает, что они с Захаром восстанавливают пропавший жанр портретного очерка: «Обращение к большой народной памяти пробуждает желание жить дальше. Словесная культура – важнейшая основа жизни».
Явлению личности было определено особое место в обсуждении.
«Писать о себе утомляет. Выше, чем мы есть, мы быть не можем. Именно через других людей, отступая от себя, понимаешь какие-то вещи; мне приходится отказываться от заблуждения, что профессия психолог- чистой воды профанация. Мой сын сам выбрал эту профессию», –делится Прилепин. – Не надо собой заниматься, наши проблемы не значат ничего. Следует увлекаться тем, что больше собственной физиологии».
«Вот мне всего 64 года, – слышится сильный голос из зала. – С чего начинается Родина? С произведений наших великих уральских писателей. Казаков, к примеру. За гонкой жизни мы упускаем родное. Я благодарен своей школе за то, что могу говорить и мыслить. Вот вы – москвичи. А как земля дышит и живет – сразу к уральским писателям. Моя семья раскидана по всему миру, а я нахожусь здесь. Это патриотизм».
«Никакого отношения к москвичам я вообще не имею, родился не в Москве. Большую часть жизни жил в деревне, и сейчас живу,– ответил Прилепин.– Понятно, что нельзя перенаправлять москвичам работу над уральской литературой. Если не делать это на местном уровне, то не сделает никто.
«Отцовские и материнские линии проходят здесь, на Урале. Все мои корни тут. А вы говорите – москвичи!» – добавил Сергей Шаргунов на реплику.
Такой ответ аудитория встретила громкими аплодисментами.
Фото: Фото Олега Каргаполова