Накануне приемной кампании в вузы появилось сразу два влиятельных рейтинга – QS «Развивающаяся Европа и Центральная Азия» и Шанхайский рейтинг по предметным областям. В первом исследовании Россия представлена большим количеством учебных заведений. Однако эксперты Шанхайского рейтинга включили в список только три российских вуза.
QS: Россия взяла количеством
Рейтинг QS «Развивающаяся Европа и Центральная Азия» оказался наиболее удачным для России. По данным министерства образования РФ, в него попали 64 российских вуза, что является самым большим показателем среди 21 страны, участвующей в рейтинге.
Список высших учебных заведений возглавили Московский, Новосибирский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. «Российские вузы укрепили свое лидерство в третьем ежегодном рейтинге QS «Развивающаяся Европа и Центральная Азия», расположившись на первой, второй и третьей строчке рейтинга. К сохраняющим с прошлого года первую и вторую строчку МГУ и НГУ присоединился Санкт-Петербургский государственный университет, поднявшись с пятого на третье место», – говорится в сообщении минобрнауки.
Наиболее серьезный прорыв в списке топ-100 рейтинга совершил Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, поднявшись на 12 позиций и заняв 63 место.
В топ-10 рейтинга QS вошли Карлов университет в Праге (Чехия), Тартуский университет (Эстония), Варшавский университет (Польша), Ягеллонский университет (Польша), Чешский технический университет в Праге (Чехия), Босфорский университет (Турция), Масариков университет (Чехия).
Рейтинг составляется по методологии, учитывающей особенности местных систем высшего образования, и служит ориентиром для студентов, ученых и региональных правительственных структур, заинтересованных в международной мобильности.
«В целом российские университеты показывают неплохие результаты в международных рейтингах университетов. На большее внимание к этой теме влияет как проект «5-100», так и рост общего интереса к международному позиционированию«, – отметила региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева.
Проект повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100» предполагает, что пять российских вузов к 2020 году войдут в первую сотню ведущих университетов мира.
Шанхайский рейтинг: три вуза, два направления
Шанхайский рейтинг интересен тем, что показывает лидеров мировой системы высшего образования по предметным областям. В исследование включены такие инженерно-технические дисциплины, как химическая инженерия, гражданское строительство, электроника и электронная инженерия, энергетика и энергомашиностроение, научно-техническое обеспечение охраны окружающей среды, материаловедение и машиностроение.
В пятерку лидеров по всем направлениям в основном входят старейшие американские и английские вузы: Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский университет в Беркли и др. Высокие показатели по отдельным направлениям продемонстрировали также сингапурский Nanyang Technological University и датский Technical University of Denmark.
Российских вузов, вошедших в данных рейтинг, всего три, и их показатели не слишком высоки. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Уфимский государственный авиационный технический университет заняли позиции в ранге «401-600» по направлению «материаловедение и машиностроение». Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ стал лучшим среди российских университетов, заняв позицию в группе «301-400» по направлению «электроника и электронная инженерия».
Тот факт, что МИФИ показал высокие результаты по направлению «электроника и электронная инженерия», ректор связал с участием вуза в Проекте 5-100. «В марте 2016 года НИЯУ МИФИ получил поддержку международного совета Проекта 5-100 на создание пяти стратегических академических единиц – институтов, среди которых Институт нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике НИЯУ МИФИ», – прокомментировал РИА «Новости» результаты исследования ректор МИФИ Михаил Стриханов.
Направления и тройка лидеров рейтинга:
При составлении Шанхайского рейтинга учитывалась продуктивность научной деятельности вузов, а также показатели высоких научных достижений и уровня исследовательской деятельности в сравнении со средним показателем по миру. Кроме того, на результат влияли цитируемость исследователей, наличие научных наград и премий международного уровня и некоторые другие показатели.
Источником библиометрических данных для этого исследования является база данных Scopus. В окончательную версию рейтинга включаются только те учреждения, которые имеют свыше 200 публикаций. Наименьшее количество учебных заведений выявлено в области гражданского строительства.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com