Карьере выпускника ЮУрГУ Юрия Леонычева можно позавидовать. В его трудовой книжке значатся несколько московских IT-компаний, в том числе «Яндекс». Сейчас Юрий является одним из ведущих специалистов международной корпорации Rakuten, головной офис которой находится в Японии. Он рассказал о том, как правильно выбрать вуз и почему важно строить карьеру еще со студенческой скамьи.
– Какую должность в компании Rakuten вы занимаете?
– Я являюсь старшим IT-архитектором, работаю в одном из ключевых департаментов. В основном мои задачи связаны с обеспечением безопасности и скорости работы наших основных «экосистемных» сервисов. У группы компаний довольно обширная сфера деятельности – от кредитного и банковского дела до продажи электронных книг. У нас есть офисы по всему миру.
– Чем отличается IT-архитектор от других IT-специалистов?
– Архитектор в информационных технологиях – то же самое, что и архитектор в строительстве. Многие знают, как писать код, но не все смогут сделать быстрый, надежный и масштабируемый сервис. Архитектор должен обладать знаниями во многих, иногда совершенно неочевидных для разработчика областях, таких как сети, алгоритмы, криптография, распределенные системы.
До того, как занял должность архитектора, я попробовал себя в разных IT-направлениях: от системного администрирования до разработки сложных сервисов. После Челябинска работал в компании «Информзащита» в Москве, потом – в «Яндексе». Сменил несколько должностей по нарастающей.
– Как начиналась ваша карьера?
– Во время обучения на бакалавриате я работал системным администратором, к моменту окончания четырехлетнего обучения управлял университетской сетью ЧелГУ. Потом поступил в магистратуру ЮУрГУ и перешел работать в частную компанию. Я рад, что начал работать рано: мне пришлось разбираться в таких устройствах и технологиях, которые потом ещё не раз попадались в серьёзных проектах. Примерно в это же время я увлёкся информационной безопасностью: разбирался, как функционируют промышленные и банковские информационные системы. Важно было проверить эти системы на наличие слабых мест, понять, где они могут сломаться и почему. Сейчас это помогает мне избежать ошибок при проектировании собственных сервисов.
– Насколько важно совмещать учебу и работу?
– Многие работодатели вообще не смотрят на наличие диплома, их интересует только практический опыт. Но его нельзя получить без знаний, для этого нужно закончить университет. Он даёт полезные базовые знания, а остальное студенты должны учить сами. Тот, кто полагает, что может бросить вуз и пойти работать, рано или поздно столкнётся с тем, что именно базовых знаний ему не хватает. Я видел много специалистов, которые начали учиться поздно, и поверьте, это гораздо тяжелее.
Кстати, в Японии есть интересная тенденция: здесь студенты во время обучения в вузе не работают. Применять знания на практике они учатся уже в компаниях, поэтому начинают работать с невысоких позиций, а компании тратят ресурсы на их обучение и испытывают постоянный кадровый голод.
– Что еще повлияло на ваш быстрый профессиональный рост?
– Я всегда был любознательным: читал книги, изучал направления в области информационных технологий, которые не были связаны с моей основной работой. Например, в институте мечтал стать разработчиком игр, поэтому серьезно занялся системным программированием, изучал низкоуровневые возможности оптимизации вычислений. Но когда начал работать в сфере информационной безопасности, оказалось, что мне нужны эти знания. Очень пригодилось то, что я основательно выучил английский язык, в нашей компании он основной. К тому же все новейшие технологии и разработки описываются именно на этом языке.
Информационные технологии очень быстро развиваются. Если ты не изучаешь что-то новое, не следишь за появлением новых баз данных, языков программирования, алгоритмов – ты теряешь ценность как специалист. Например, в этом году компания IBM предоставила бесплатный доступ для всех желающих к квантовой вычислительной системе, программирование которой построено на совершенно других принципах и логике. А ведь это уже технологии, доступные для коммерческого применения в настоящее время.
А еще нужно вести публичную активность: выступать на конференциях, участвовать в соревнованиях, что-то делать, чтобы тебя заметили. «Яндекс», Mail.ru, «Вконтакте» – все российские компании ищут активных студентов. Российским выпускникам часто мешает скромность. Например, у американцев очень развиты навыки самопрезентации, поэтому у них больше шансов удачно пройти собеседование. Всё это важно из-за высокой конкуренции на международном кадровом рынке со стороны индийских и китайских специалистов.
– Какие необходимые навыки вы получили за время обучения?
– В ЮУрГУ мы занимались информационными технологиями, в ЧелГУ – математикой. Многие студенты-программисты уверены, что математика им никогда не пригодится, но моя карьера доказывает обратное. Например, в «Яндексе» мне пришлось заниматься поиском аномалий в активности пользователей: эта область напрямую связана с разделом математических методов оптимизации – машинным обучением.
В магистратуре и аспирантуре ЮУрГУ мы изучали высокопроизводительные вычислительные системы и суперкомпьютерные вычисления. Когда я пришел работать в «Яндекс», эти знания пригодились: когда у тебя миллионы пользователей, нужно много считать и делать это очень быстро.
– Сложно ли попасть на работу в «Яндекс»?
– У меня это произошло совершенно случайно: я зашел на сайт «Яндекса» и увидел ссылку «вакансии». Искали сотрудника службы информационной безопасности. Я заполнил анкету, и через неделю меня пригласили на собеседование. Прошел два серьезных интервью, которые длились несколько часов. «Яндекс» очень ответственно походит к отбору кадров.
– Исходя из опыта работы в «Яндексе», можете ли вы сказать, что выпускники уральских вузов уступают москвичам?
– Я не могу сказать, что уровень знаний у челябинских выпускников ниже. Многие просто боятся устраиваться в московские компании. Открытых вакансий в «Яндексе» и Mail.ru сотни, никто не мешает студенту подать заявку. Я не единственный человек из Челябинска, который работал в «Яндексе». Чтобы стать частью этой компании, совсем не обязательно уезжать в Москву: есть замечательный офис разработки в Екатеринбурге.
– Как вы устроились в японскую компанию Rakuten?
– Многим может быть непонятно, почему я ушел из «Яндекса»: сегодня это один из лучших работодателей в России. Мне захотелось перемен в жизни и новых проектов. Это был вызов самому себе: смогу ли я жить и работать в другой стране? Здесь тоже никакой магии нет: чтобы поехать работать за границу, нужно открывать сайты с вакансиями и отправлять резюме.
– Есть различия в корпоративных культурах России и Японии?
– Это зависит от типа компании. Например, Rakuten ориентирован на западный рынок, поэтому мы общаемся на английском языке. Если же ты идешь работать в какой-нибудь крупный банк с трехсотлетней историей, нужно понимать, что чаще всего там присутствует почитание основателя компании и своеобразные японские традиции. На самом деле структуры компаний и модели ведения бизнеса в России и Японии похожи.
В целом, жизнь в Японии для меня комфортнее. Здесь очень чистый воздух и высокое качество продуктов питания. Все документы оформляются за считанные минуты. Все стараются тебе помочь. Мне удалось всего за час открыть счет в местном банке, в котором не было ни одного человека, владеющего английским: сотрудники очень старались найти человека, который понимает язык.
– IT-сферы в России и Японии развиваются по-разному?
– Россия здесь впереди. У нас очень много продуктов и технологий, которые известны на мировом рынке. Наши компании делают конкурентоспособные приложения и сервисы, которые знают в Кремниевой долине. Русские разработчики очень талантливы, их можно встретить и в Googlе, и в Microsoft.
– Получается ли поддерживать отношения с одногруппниками и преподавателями?
– В основном это происходит с помощью социальных сетей: многие выпускники также работают в иностранных компаниях. Иногда мы пересекаемся на конференциях. Очень благодарен Леониду Борисовичу Соколинскому (проректор ЮУрГУ по информатизации, ранее – декан факультета ВМИ ЮУрГУ. – Прим. авт.): он показал мне, что современный ученый должен быть ещё и талантливым менеджером. Очень многим молодым специалистам он дал возможность работать и развиваться. Он пригласил преподавателей из МГУ вести у нас лекции. Тогда мы это как должное воспринимали, но нужно понимать, что это большая редкость. Благодаря Леониду Борисовичу, ЮУрГУ начал работать с суперкомпьютерными системами.
– Чем нужно руководствоваться при выборе профессии и вуза?
– Если бы я сейчас выбирал университет, я бы посмотрел, насколько он активен в научной сфере, сотрудничает ли с другими международными вузами и современными компаниями. Ещё обратил бы внимание на то, насколько успешны выпускники этого вуза, в том числе на международной арене.
На правах рекламы.
Фото: Фото из архива Юрия Леонычева