RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -4

7 м/c,

ю-з.

738мм 64%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Детский технопарк: выбор для ребенка

Детский технопарк: выбор для ребенка

Самый крупный детский технопарк Челябинской области «Техноград» приступил к работе. В созданных лабораториях дети смогут осваивать интересные и важные профессии, знакомиться с наукой, получать необходимые навыки. Занятия предусмотрены для разных возрастов – от малышей из детских садов до школьников и студентов. О том как будет выстроено обучение в технопарке, почему детям важно уметь работать руками и что такое инженерное мышление, рассказал директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав Халамов.

– Владислав Николаевич, поясните, что такое детский технопарк и чем предлагаемые занятия будут отличаться от обычных уроков?

– «Техноград» – это система подготовки инженерных кадров для современного производства, начиная с детского сада и заканчивая трудоустройством. Сегодня предприятия испытывают серьезный кадровый голод. Они нуждаются в высококвалифицированных специалистах – от рабочих до инженеров. Не хватает научных сотрудников, способных создавать новые технологии и развивать производство, так необходимое стране.

Традиционная система образования не в состоянии в полном объеме ответить на вызовы времени. Да, вузы и техникумы сотрудничают со школами, проводят занятия, но в основном они ориентированы только на учеников старших классов. Работодатели в свою очередь могут приглашать школьников на экскурсии, но дальше этого дело, как правило, не идет. Вот и получается, что выпускник школы имеет очень смутное представление о современных профессиях, не знает, кем он хочет быть. В итоге ребенок тратит время на обучение специальности, к которой нет интереса, как следствие – теряется мотивация, желание работать. Детский технопарк решает эти задачи на другом уровне.

Специалистами ДЮТТ разработаны учебно-методические комплексы, которые помогают провести ребенка через детский сад, школу, техникум или вуз, дать максимум знаний и довести его до работодателя. В детском саду это пропедевтика, то есть введение в техническое моделирование. В начальной школе – техническое творчество, в средней школе идет связка с общеобразовательными предметами, в старшей – профориентация, а в следующем звене – тесный контакт с работодателем. Никогда раньше предметы той же начальной школы и уж тем более дошкольное образование не были привязаны к конечной задаче – подготовке успешного специалиста для производства. В нашем технопарке все выстроено именно в систему.

– Что представляют собой лаборатории «Технограда»?

– Лаборатория – это некое пространство с профильным оборудованием и соответствующим методическим и организационным обеспечением. Детский технопарк Челябинской области включает в себя 12 лабораторий. Каждое направление мы выбирали очень тщательно, исходя из специфики региона, перспективного развития отраслей. Взять, например, Лабораторию энергетики. Без энергетики невозможно представить сегодняшнюю жизнь. Учебно-методические комплекты разработаны таким образом, чтобы ребенок получил полное представление об этой отрасли. Малыши узнают о том, что есть энергия солнца, ветра, где ее можно использовать. В начальной школе ученикам задаются более сложные вопросы: а как накапливать энергию, ее же невозможно сложить в ведро и запастись на год, как она передается, преобразуется. Затем занятия увязываются со школьными предметами – физикой, химией, математикой, работой с предприятиями.

На базе Южно-Уральского государственного технического колледжа и челябинской школы №107 открывается Лаборатория машиностроения. Начиная с младшей школы, работа в лаборатории выстраивается по курсам, ориентированным на углубленное изучение школьных предметов, таких как «Окружающий мир», «Технология» и приобретение детьми новых интересных компетенций, например – основы информатики и программирования.

Ученики среднего звена продолжают работу в лаборатории, получая дополнительные знания по школьным предметам, которые готовят их к поступлению в ссуз или вуз. Например, преподаватель техникума проводит занятия по технологии для учеников 7-8 классов, расширяя знания детей в области токарного дела, подталкивая учеников к освоению навыков, которые может быть в дальнейшем станут основой для их профессиональной деятельности.

Обучение старшеклассников ориентировано на углубление приобретенных знаний, изучение программных продуктов по машиностроению, таких как «КОМПАС», AutoCAD. Здесь возможна работа совместно со студентами техникума по заказам предприятий и научных объединений. Одним из направлений работы машиностроительной лаборатории станет создание модели станка с ЧПУ по проекту школьников, участие в соревнованиях, в том числе национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

При создании сельскохозяйственной лаборатории мы увидели интересный опыт в детских садах, школах, техникумах, который существовал в несколько разрозненном виде. Например, в детском саду поселка Мирный есть музей племзавода, в школах – пасеки, свои сады. В аргаяшском техникуме выращивают новые сорта картофеля. Хочется, чтобы этот опыт распространялся, о нем узнавали больше учебных заведений, и каждый ребенок мог попробовать свои силы в этой сфере.

– Лаборатории создаются на базе школ?

– И не только. В других городах детские технопарки представляют собой современное красивое здание, оснащенное техникой, куда дети приходят после уроков или посещают занятия в выходные, в качестве некого полезного досуга. Но для решения образовательной задачи, которую мы себе поставили, это не очень удачная модель. Мы создаем технопарк Челябинской области, а значит, он должен быть доступен детям в любом населенном пункте региона. Мы также выступаем за шаговую доступность. Сегодня не каждый родитель отпустит своего ребенка далеко от дома, а возить и забирать тоже могут не все. Мы приняли решение создавать лаборатории там, где это возможно. В разных районах подобраны разные площадки – на базе школы, Дома творчества, техникума или вуза. Есть даже предприятия, готовые у себя принимать и обучать детей.

– А за станками детям дадут поработать?

– Обязательно. Смысл технопарка в том, что теория тесно переплетается с практикой. В ДЮТТ, например, в кружках авиамоделирования или судомоделирования уже стоят станки, которые можно применять с начальной школы. В лабораториях появятся литейные, сверлильные станки, школьников научат работать лобзиком, наждачной бумагой, пилой, молотком и рубанком.

Я постоянно общаюсь с родителями, у всех запрос один – научите работать руками. Создавать сайты, делать роботов – это здорово, но девочки должны уметь приготовить обед, а мальчики – прибить полку. Если в раннем возрасте не развивали в ребенке инженерное мышление, конструкторские навыки, то дальше наверстать их практически невозможно.

– Как развить в ребенке инженерное мышление? Не все ведь рождаются с техническим складом ума.

– Некоторые родители пытаются сразу определить кто их ребенок – гуманитарий или технарь, выбирают занятия исходя из этого. Но инженерное мышление – это больше, чем просто склонность к математике, это умение видеть проблему целиком и находить разные способы ее разрешения. Для того, чтобы у ребенка сформировалось инженерное мышление, нужно, чтобы он постоянно что-то конструировал, исследовал. В ДЮТТ есть курс автомеханики. В этом году мальчишки тюнингуют настоящую «Оку», они своими руками разбирают ее на запчасти и собирают в усовершенствованную модель. Оказалось, что у большинства этих мальчишек отцы сами умеют работать руками, и они детей приучали к этому с детства.

Сегодня хороший токарь, фрезеровщик, слесарь могут хорошо зарабатывать. Есть еще дефицит прорабов, начальников смены, технологов, то есть людей, умеющих организовать коллектив и производственный процесс. Это колоссальная брешь. А почему? Да потому что у многих людей отсутствуют организационные, коммуникативные навыки, которые нельзя привить во взрослом возрасте, они закладываются в детстве. Это тоже относится к инженерному мышлению. Современные дети не умеют работать в команде, им сложно распределить роли между собой, поделить задачи, чтобы достичь общей цели. В технопарке большое внимание уделяется проектной работе, когда дети работают в команде, решают поставленную задачу, а затем учатся презентовать свой проект. Для ребенка это интереснее, чем просто пересказать заданный рассказ, сделать реферат.

– В какой форме проходят занятия? Как собираетесь заинтересовывать детей энергетикой, машиностроением?

– В детском саду, в начальной школе используется игровая форма деятельности. Но она не подходит для школьников, им нужно не играть, а учиться. Мы создаем такую среду, в которой ученики мотивированы к получению знаний. Это естественный процесс. Взять, к примеру, Лабораторию робототехники. В детском саду малыш познает геометрические фигуры, учится собирать модель того же автомобиля. В начальной школе ему даются знания, которые позволяют управлять этой машиной, она может ездить прямо, поворачивать и так далее. В средних классах ученики знакомятся с элементами программирования, чтобы машина ездила по заданной программе, тут уже необходимо применять знания из информатики, физики. Школьники, которые выступают на соревнованиях, постоянно задаются вопросами – а как можно усовершенствовать модель, как усилить блок питания, научить робота выполнять много разных действий. То есть детей не нужно заставлять учиться, они сами ищут знания, необходимые для победы.

Мы также замечаем, что в старших классах ребятам не интересно работать с пластмассовыми детальками, они уже выбирают металлическую основу, другие колеса и создают роботов, способных реально помогать человеку. Постепенно, решая эти задачи, ребенок выбирает своей профессией что-то связанное с робототехникой или программированием.

– Часто за ребенка выбор профессии или занятий делают родители. Вы как к этому относитесь?

– Если ребенку неинтересно, то его не заставишь ни учиться, ни работать. Даже на примере ДЮТТ мы видим, как ребята ищут себя, переходят из одного кружка в другой. Это абсолютно нормально. В технопарке ребенок тоже может поработать в нескольких лабораториях, выбрать для себя ту, что ему наиболее близка.

Но не стоит забывать, что обучение в какой-то конкретной лаборатории подразумевает качественное знакомство с отраслью, а не специальность. Взять ту же Лабораторию робототехники, не нужно думать, что робототехника – это единственная профессия, которую ребенок сможет освоить. Полученные знания открывают большой спектр направлений подготовки – автоматизированные системы управления, радиоэлектронные системы и комплексы, прикладная математика и так далее.

Когда мы работаем с детьми, наша задача заложить базовые основы – это желание учиться и желание работать с интересом.

– Какие педагоги работают в технопарке?

– Работа в технопарке существенно отличается от работы в школе. Педагог полностью занят обучением детей, ему не нужно тратить время на отчеты, написание методических конспектов. Разработанный нашими специалистами учебно-методический комплекс можно просто брать и заниматься по нему. Это типовая методика, которую можно использовать в любом образовательном учреждении.

Для работы в технопарке мы приглашаем педагогов, которые могут не просто обучить чему-то, но и увлечь детей интересным делом. Такие люди приходят из школ, детских садов, техникумов и непосредственно предприятий.

– Где можно записаться на занятия в детском технопарке?

– Пока точка входа – это Дом юношеского технического творчества Челябинской области. Мы поможем выбрать наиболее подходящую лабораторию в зависимости от района или города. Планируется, что в будущем в каждом районе области будет полный спектр всех лабораторий «Технограда» и дети смогут бесплатно знакомиться с профессиями и приобретать необходимые навыки.

Фото: Фото и видео предоставлены ДЮТТ Челябинской области
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления