Каков он, герой нашего времени? Наверное, это человек, который открыт всему новому и передовому. Человек, который несмотря на постоянную нехватку времени всегда готов учиться, ведь чем больше он знает, тем большего добивается.
Сегодня у каждого есть возможность «уплотнить» свое время с помощью дистанционных технологий. Мы можем заказывать билеты в кино и на самолет, бронировать места в гостинице, заказывать и оплачивать государственные услуги, делать покупки, общаться с семьей и проводить серьезные деловые переговоры, учиться и учить независимо от своего географического положения.
Южно-Уральский государственный университет, как известно, следует тенденциям на рынке образовательных услуг и постоянно совершенствует и обогащает учебную деятельность новыми информационными технологиями. Благодаря внедрению в учебный процесс системы дистанционного обучения (СДО) традиционная модель «Преподаватель ↔ Студент» трансформируется в новую модель взаимодействия «Преподаватель ↔ СДО↔ Студент».
Давайте попытаемся взглянуть на современное образование в Южно-Уральском государственном университете глазами некоторых его участников, активных пользователей системы дистанционного обучения «Электронный ЮУрГУ».
Говорят преподаватели
Ирина Ставцева, доцент кафедры лингвистики и перевода:
– «Электронный ЮУрГУ» просто незаменим! Он дает возможность выкладывать собственные записанные лекции, где уже все продумано и систематизировано. Кроме того, удобно с его помощью давать списки ресурсов и источников, которых в Интернете великое множество, и самые достойные, безусловно, не должны пройти мимо внимания студента.
Взаимодействие в «Электронном ЮУрГУ» во многом более индивидуализировано через личные сообщения и форумы. С одной стороны, опосредованность технологиями создает большую доверительность, а с другой стороны, накладывает определенную ответственность на преподавателя (тьютора), «присутствие» которого на площадке играет ключевую роль.
Глеб Радченко, кандидат физико-математических наук, директор высшей школы электроники и компьютерных наук:
– Я использую «Электронный ЮУрГУ» для поддержки очного образования. Это очень удобное централизованное место для хранения и предоставления лекционных (презентаций, конспектов лекций) и сопутствующих материалов (ссылки на релевантные источники в сети Интернет, дополнительные материалы). Контроль знаний – это сильная сторона «Электронного ЮУрГУ». Она дает возможность гибкой настройки системы оценки результатов, определения и учета различных критериев выполнения заданий. Системы форумов, доски объявлений позволяют организовать групповую работу над проектами в рамках отдельного курса.
Екатерина Миляева, старший преподаватель кафедры философии:
– Мой опыт работы с отдельными студентами с применением дистанционных технологий – примерно пять лет. Работа, опосредованная системой дистанционного обучения, помогает мне четко обозначить связь с практикой, сделать доступными видео- и аудиолекции в совокупности с конспектами лекции и учебными пособиями, доступными для студента 24 часа в сутки семь дней в неделю, а не только в конкретное время в конкретной аудитории; задать строгие и четкие критерии оценки знаний.
Екатерина Юрасова, кандидат технических наук, доцент кафедры ИнИТ:
– С высоты своего десятилетнего опыта я могу утверждать, что работа в «Электронном ЮУрГУ 2.0» требует глубокой проработки преподавателем теоретического материала перед созданием курса. Здесь невозможно что-либо забыть или проскочить. У преподавателя есть возможность регулировать контроль знаний и во времени, и в «пространстве знаний». А также применять многообразие форм контроля, которые в очном обучении просто нет времени реализовать.
Мнение студентов и выпускников ЮУрГУ
Наталья Фарвазиева :
– С появлением этого инструмента у меня появилась возможность обучаться, находясь в декретном отпуске. Лекции можно посмотреть в любой момент. Контроль осуществляется сразу, без задержек и выражен в процентах, что позволяет студенту узнать недостатки в совершении работы. Всегда можно связаться с преподавателем, если что-то непонятно.
Петр Карпунин, УМВД России по г. Челябинску, полицейский:
– На портале предоставлены авторские наработки преподавателей, которые не всегда можно найти в открытом доступе. Привлекает возможность творческого подхода к ответам на задания. Взаимодействие с преподавателем более открыто, все сразу видно, например, исключается полемика «сдавал – не сдавал контрольную работу».
Роза Шудабаева, Высший колледж, г. Щучинск, преподаватель:
– Интересно играть одновременно две роли: и студента, и преподавателя. С одной стороны, как студент я отметила для себя достаточный объем материала для подготовки, нет особенной необходимости обращаться к дополнительным источникам, что экономит время при подготовке, например, контрольной работы; результаты тестирования можно увидеть сразу, а при выполнении контрольных работ и реферативных заданий преподаватели не просто выставляют оценку, но и сопровождают её комментарием, что очень удобно, особенно когда оценка недостаточно высока и есть возможность её улучшить. Преподаватели легко идут на контакт, отвечают на интересующие вопросы по материалу, готовы дать комментарий по выполняемым работам, интересные вебинары. С другой стороны, как преподаватель я немного по-другому могу посмотреть на собственные курсы.
Елена Титова, специалист-эксперт Государственного учреждения ― Управления Пенсионного фонда РФ в г. Верхнем Уфалее Челябинской области:
– Развиваются инициативность и ответственность. Мы, студенты, имеем возможность удаленно взаимодействовать с преподавателем и между собой посредством чатов, форумов и вебинаров. Уменьшается зависимость студента от преподавателя и снижаются психологические нагрузки в процессе взаимного общения.
Рустам Кульмухаметов, выпускник ИОДО 2016 года:
– Дистанционный формат обучения – это не просто получение доступной в любое время информации при значительной экономии времени, но и возможность получить навыки работы в виртуальной среде, которые просто необходимы современному специалисту и которые не всегда очевидны просто пользователю Интернет. Но самое главное, это новые связи, которые возникают между одногруппниками, живущими в разных точках Земли, что в дальнейшем, я на это очень надеюсь, может вылиться в деловые контакты.
Выходит, что дистанционные технологии в обучении уже давно – не дань моде, а необходимость. При разумном и грамотном их использовании они дополняют и совершенствуют учебный процесс, а также помогают оптимизировать время как студенту, так и преподавателю.