В Челябинской области приступили к делению школ на лидеров и аутсайдеров. Отстающие учебные заведения получат дополнительную финансовую и методическую поддержку, в том числе помощь от лучших школ. Таким образом чиновники намерены решить проблему доступности качественного образования для всех детей.
Отдать ребенка в сильную школу мечтают многие родители. Там и условия все созданы, и педагоги подготовленные. Для самого учебного заведения победы учеников в олимпиадах, хорошие результаты ЕГЭ, – это повод для получения большего объема финансирования. В министерстве образования и науки Челябинской области решили, что такой принцип распределения денег не всегда справедлив.
В этом году регион получил субсидию в 2,9 миллиона рублей из федерального бюджета и два миллиона из областной казны на поддержку отстающих школ.
– Есть школы с низкими результатами обучения, и есть школы, находящиеся неблагоприятных социальных условиях, – комментирует первый проректор Челябинского института повышения квалификации работников образования Марина Солодкова. – Аутсайдеры будут определяться на основе индекса социального неблагополучия, рассчитанного на основе доли семей учащихся с низким социально-экономическим и культурным уровнем; доли учащихся с девиантным поведением, отсутствием учебной мотивации, слабым знанием русского языка; удалённости школ от других образовательных центров. К таким относятся учебные заведения, где много детей из неблагополучных семей, семей мигрантов. К аутсайдерам может быть отнесена школа, 60% выпускников которой решили не продолжать обучение, и не важно – сразу после школы или после техникума, то есть у них не сформировалось желание получать знания дальше.
Кроме того, будет определён перечень 25% школ с низкими результатами обучения. Будут учитываться результаты Единого и основного госэкзаменов и всероссийских проверочных работ за последние три года, количество учащихся, продолжающих обучение на уровне среднего общего образования, участие в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.
– Бывают случаи, когда в школе созданы все условия, а результаты обучения всё равно низкие. Это повод для проведения внутреннего аудита, необходимо проверить подготовку управленческих кадров и посмотреть, как можно заинтересовать детей учёбой, – добавляет Марина Солодкова.
Повышать качество образования чиновники намерены с помощью сильных школ. Их ученики и педагоги будут вести совместные проекты с более слабыми школьниками.
– Это идея федерального и регионального уровня. Сегодня на гранты заявляются не просто сильные школы, а учебные заведения, чей опыт может пригодиться другим школам, другим регионам. В списке школ-лидеров могут оказаться и не самые сильные учебные заведения, но знающие, как улучшить свои позиции, что особенно ценно, – подчеркивает первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.
Ещё одним способом повышения качества образования чиновники видят развитие технопаркового движения. По словам Марины Солодковой, это позволит объединить сильные и слабые школы одним общим проектом и повысить интерес детей к учебе. Такие предложения уже поступили от школ Каслинского и Кусинского районов.
В список сильных школ, претендующих на гранты, в прошлом году вошли 10 учебных заведений. Но информацию о том, кто станет аутсайдером, в минобре намерены держать в секрете от родителей.
По вашему мнению, в какой школе учится ваш ребенок?
– Представляете, что будет, если на сайте школы будет написано «школа является аутсайдером». Никто из родителей не захочет отдавать туда ребенка. Хотя здесь вопрос всего лишь терминологии. Но такое деление школ необходимо, чтобы оказывать адресную поддержку учебным заведениям и чтобы каждый ребенок мог получить качественное образование, – отметила Марина Солодкова.
В Челябинской области работает 839 образовательных организаций. В прошлом году 18 учебных заведений попали в список 500 лучших школ России. По этому показателю регион занял четвертое место.
Фото: Фото Сергея Сюрина