Ученики школы из Самарской области написали заявление в прокуратуру о поборах на охрану и уборку. С каждого школьника учитель собирала деньги на уборку класса, а тех, кто отказывался платить, – оскорбляла. Сайт 74.ru выяснил, что в челябинских школах такие конфликты редкость, но родители по-прежнему не могут проконтролировать, как школа потратила собранные деньги.
В большинстве школ работу уборщиц оплачивают родители
Прокуратура Самарской области уже приступила к проверке по поводу незаконных сборов денег на уборку. Ежемесячно каждый школьник должен был сдавать 75 рублей, а также деньги за ремонт и охрану учебного заведения.
Большое возмущение вызвала реакция педагога на отказ старшеклассников сдавать деньги. Оскорбления, прозвучавшие в их адрес, ученики сняли на видео. Учитель призналась, что уборщица получает зарплату на руки, поэтому никаких документов нет, и предложила школьникам самим мыть класс.
В Челябинске платная уборка классов – не самая популярная тема для жалоб. По словам руководителя Совета родителей Челябинской области Елены Сыркиной, чаще всего родители возмущаются, когда учебные заведения требуют большие суммы:
– Суммы около 40 рублей родители, как правило, сдают. Жалобы на сбор денег на уборку, охрану, покупку порошка и дезсредств есть, но их очень мало. Чаще всего обращаются, когда просят сдать крупные суммы на ремонт школы, замену окон. Эти требования распространяются на всех одинаково – и на тех, у кого есть возможность сдать деньги, и на тех, у кого ее нет.
В челябинской школе №45 конфликтов по уборке классов не возникает, там за чистотой кабинетов следят технички.
– Мы не собираем никаких денег на уборку классов, – говорит директор Сергей Хайдуков. – Мы знаем, что любой сбор средств вызывает недовольство, поэтому не провоцируем конфликтов. В школе 43 кабинета, их убирает штатный технический персонал. Конечно, уборщиц не хватает, но мы приняли на работу столько, сколько нам позволяет финансирование в рамках выделяемых субсидий из бюджета. Когда мы учились в школе, то сами мыли свой класс, никто не возмущался. Сейчас такое невозможно.
В каждой школе сегодня есть родительский комитет. Именно он занимается сбором средств. Родители школьников сдают деньги в фонд класса и в фонд школы.
– В школе деньги сдаём родительскому комитету, а не учительнице. Раньше отдавали ей деньги на воду для кулера, но в этом году одна мамочка сама стала заказывать и выкупать бутыли и стаканчики одноразовые. За охрану родительский комитет перечисляет деньги на счет охранного агентства раз в квартал. Для перечислений в фонд школы дали листочек с реквизитами счета: хочешь – платишь, не хочешь – нет. Я не платила, и ко мне еще никто не подошел, – рассказала мама второклассника Анна Гурьева.
Елена Сыркина признается, что пока не встречала примеров идеальных взаимоотношений между учебным заведением и родителями.
– Часто родители не могут проконтролировать, как расходуются средства. Иногда вызывает удивление и стоимость работ. Некоторые родители готовы найти подрядчиков, которые сделают все дешевле, но школы им отказывают в этом, не дают возможности принять участие в распределении внебюджетного фонда, – говорит представитель родительской общественности. – Я специально мониторила сайты школ, чтобы найти публичные отчеты директоров. Иногда их даже не реально отыскать, а начинаешь читать и удивляешься – на что только не расходуются деньги, собираемые с родителей. Например, средства могут пойти на оплату курсов повышения квалификации педагогов. Возникает вопрос – почему об этом должны заботиться родители, а не школа. Все это ведет к непониманию между родителями и администрацией учебного заведения. Да, сейчас уходят от серых схем сбора денег, можно вполне официально заплатить пожертвования и получить квитанцию, но работы в этом направлении еще много – где-то не хватает квалификации сотрудникам школы, чтобы вести политику открытости расходования средств, где-то у родителей эмоции зашкаливают, а где-то просто нет еще правовых механизмов регулирования.
Старшеклассники из Самарской области пишут, что теперь на них ополчились все учителя школы, включая директора. Каждый урок начинается с упоминания конфликта. Елена Сыркина отмечает, что такая ситуация типична для большинства учебных заведений:
– Меня удивило, как дети повели себя по-взрослому. Это говорит о том, что правовая грамотность растет. К сожалению, стремление защитить честь мундира характерно для системы образования, а ведь именно педагоги должны подавать пример, как вести себя в конфликтных ситуациях, как договариваться и выстраивать диалог.
Фото: Фото Олега Каргаполова