Образование Город Английский на тройку: челябинские родители копят деньги на репетиторов

Английский на тройку: челябинские родители копят деньги на репетиторов

Уровень знаний иностранного языка у школьников оказался ниже среднего.

Эксперты оценили знания английского у школьников на тройку

Пятиклассники знают английский язык на тройку с плюсом, а восьмиклассники – на тройку с минусом. Таковы данные национального исследования качества образования (НИКО), проведенного в школах разных регионов страны. Родители челябинских школьников также недовольны качеством обучения и копят деньги на репетиторов, педагоги в свою очередь жалуются на отсутствие условий.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов подробно остановился на результатах НИКО по иностранному языку:

– Мы получили результаты прошлого года. Общий уровень освоения иностранного языка в пятом классе – тройка с плюсом, в восьмом классе еще хуже – тройка с минусом, – заявил руководитель ведомства.

Качество обучения английскому языку тревожит родителей, ведь в 2022 году ЕГЭ по иностранному станет обязательным.

– Я учила в школе немецкий, поэтому не могу проконтролировать, как ребёнок выполняет домашние задание, – жалуется мама восьмиклассника Олеся Горлова. – С каждым годом оценки снижались и снижались. С сентября наняли репетитора, успеваемость улучшилась, но желания выучить язык не появилось. Хотя мы несколько раз были за границей и там возникала необходимость в знании английского. Проблема еще и в том, что учителя по иностранному языку меняются, как перчатки. Бывало, что вообще пару недель никто не вел уроки – не было педагога.

Ситуация, когда дети учат иностранный язык по 10-11 лет, но так и не могут на нем говорить, уже стала поводом для анекдотов.

– Если с выполнением домашнего задания по русскому языку или математике родители могут помочь ребенку, то осваивать иностранный язык ему приходится самостоятельно, без поддержки, – говорит Ирина, заместитель директора по учебной части челябинского языкового центра. – Ученики 5-6-7-х классов, которые приходят к нам, имеют начальный уровень владения языком, это не нулевой, но и не тот, что должен быть. Мы сталкиваемся с тем, что теоретические знания у ребенка могут быть хорошими, а как их применять, он не знает. Например, какое нужно выбрать время, чтобы сделать связный рассказ и т. д. Дети привыкают выполнять упражнения, делать письменные задания, а говорить не могут, у них появляется языковой барьер и не самое позитивное отношение к иностранному. Хотя язык – это прежде всего средство общения.

В языковых центрах считают, что проблема кроется в устаревших методиках обучения.

– Чем больше мы вкладываем в обучение педагогов, тем лучший результат они показывают, – продолжает Ирина. – Например, в нашем центре педагоги сдают экзамены как на овладение языком, потому что учитель должен говорить правильно, так и на освоение методики. Важную роль играет выбор учебных пособий. На рынке очень много учебников, пособий, но не все они эффективны. В школах должна быть выбрана наиболее оптимальная программа для обучения языку, в том числе углубленному.

В Челябинске несколько десятков языковых школ предлагают как групповые, так и индивидуальные занятия. Некоторые центры готовы обучать детей английскому с полутора лет и даже с рождения. Но педагоги признаются, что при грамотном подходе выучить иностранный язык можно в любом возрасте.

По словам заведующей кафедрой английского языка ЮУрГГПУ, кандидат филологических наук Натальи Куниной, школы не используют все предлагаемые им инструменты для обучения детей:

– Результаты работы учителя иностранного языка будут выше, если он будет практиковать коммуникативный подход, активно использовать игровые методы, различные режимы работы – фронтальные в парах, групповые, индивидуальные. Сегодня в школах это редкость, за исключением некоторых гимназий. Мы отмечаем, что учителя не всегда ведут урок на иностранном языке, хотя за это снижают баллы. Все это приводит к тому, что у учеников небольшой словарный запас, часто страдает грамматика. На мой взгляд, необходимо увеличивать количество часов на изучение иностранного языка. В гимназиях, где на английский запланировано больше уроков, уровень овладения иностранным гораздо выше. Кроме того, необходимо оснащать школы хорошими учебниками, дисками, чтобы дети слышали хорошую аутентичную речь.

Сами учителя признаются, что работать с учениками стало сложнее.

– Классы стали настолько большими, что деление на группы не спасает. В идеале для обучения английскому в классе должно быть около 15 детей, у меня же в группе получается по 20 и больше. Какая тут индивидуальная работа?! А еще одного учителя иностранного языка директор школы не берет, да и кабинетов не хватает. Сами дети открыто говорят, что английский им не нужен, их не пугает даже то, что он скоро станет обязательным, – возмущается педагог челябинской школы Екатерина.

Одним из решений проблемы может стать приглашение иностранцев как носителей языка для общения со школьниками. В гимназии №76 гости из других стран – обычное явление. Многие ученики специально учат английский, чтобы потом продолжать общение в Сети с иностранными друзьями и педагогами.

– Общение с иностранцами влияет не столько на повышение качества обучения, сколько на мотивацию, – отмечает заместитель директора языкового центра. – Сегодня дети постоянно задают вопрос «А зачем мне это надо?». После знакомства с иностранцами у них появляется интерес к языку. У нас есть клуб общения с носителями языка. Мы заметили, что дети, которые его посещают, изучают английский с еще большим усердием, они готовы брать дополнительные задания, хотят смотреть фильмы без перевода, читать книги на языке оригинала.

Сейчас по заданию министерства образования и науки РФ разрабатывается дорожная карта по улучшению качества обучения английскому языку. Но пока все действия были направлены на модернизацию ЕГЭ по английскому. Так, в 2015 году челябинские школьники впервые пробовали сдавать устную часть. Выпускники могли остановиться только на письменном экзамене или выбрать и то, и другое, чтобы получить максимально больше баллов.

В Челябинской области средний балл ЕГЭ по английскому языку снижается. В 2014 году он был 67,37, а в 2016 – 66,59, что все-таки выше среднего балла по России.

Фото: Фото Сергея Сюрина, Олега Каргаполова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
141
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления