Почти стопроцентное трудоустройство после выпуска и путевая романтика уже с первой производственной практикой. Челябинский институт путей сообщения сегодня – это учебное заведение с более чем 70-летней историей, четыре учебных корпуса, собственный железнодорожный полигон для занятий и две с половиной тысячи студентов. Приемную кампанию в этом году институт запустил одним из первых в регионе. О том, как поступить в ЧИПС УрГУПС и почему школьники мечтают пойти в железнодорожники, рассказал директор института Константин Рыбалченко.
О приемной кампании: 2500 студентов – все для РЖД
– Константин Юрьевич, вопрос, который волнует абитуриентов и их родителей: когда в вашем вузе стартует приемная кампания?
– Уже вовсю идет! С середины мая мы принимаем документы для поступления от поступающих, желающих получить высшее образование заочно. Абитуриенты, поступающие на очную форму по программам специалитета и бакалавриата, смогут подать документы после сдачи школьных экзаменов – традиционно с 15 июня. Прием продлится до середины августа, и мы узнаем имена зачисленных очников. У абитуриентов, которые выбрали заочную форму, чуть больше времени – прием документов продлится до октября.
– Какие испытания ждут абитуриентов в этом году?
– Выпускников школ, в соответствии с законодательством в сфере образования, мы принимаем по результатам Единого государственного экзамена. Абитуриентам технических специальностей и направлений подготовки предстоит сдавать ЕГЭ по трем предметам: математике (профильный уровень), физике и русскому языку. Абитуриенты, выбравшие «менеджмент» и «экономику», вместо ЕГЭ по физике сдают обществознание.
Для тех, кто приходит с дипломом об окончании среднего профессионального образования, условия несколько иные. Им предстоит пройти испытания по тем же дисциплинам, но уже в стенах института.
По программам высшего образования ЧИПС УрГУПС готовит специалистов и бакалавров по 9 направлениям: «подвижной состав железных дорог»; «эксплуатация железных дорог»; «системы обеспечения движения поездов»; «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»; «экономика»; «менеджмент»; «строительство»; «информационные системы и технологии»; «технология транспортных процессов». Узнать подробнее о каждой специальности, ознакомиться со списками специализаций и профилей, а также особенностями поступления в Челябинский институт путей сообщения можно на сайте вуза в разделе «Абитуриенту» или по телефонам приемной комиссии: (351) 219-07-07, 219-07-71.
– Помимо специалистов с высшим образованием, вы обучаете железнодорожников и по программам среднего профессионального образования. Каковы условия приема для них?
– Все верно, приемная комиссия здесь стартует так же – с 15 июня. Среднее образование по закону является общедоступным, поэтому экзаменов абитуриентам сдавать не придется. Зачисление проходит по конкурсу аттестатов. Но учитывайте, что конкурс на бюджет у нас высокий. Для троечников шансов пройти на бюджет мало.
По программам среднего профессионального образования ЧИПС УрГУПС готовит специалистов по 5 специальностям: «электроснабжение»; «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»; «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»; «автоматика и телемеханика на транспорте»; «организация перевозок и управление на транспорте». Все выпускники получают квалификацию – «техник». Узнать подробнее о каждой специальности и правилах приема в Челябинский институт путей сообщения можно на сайте вуза в разделе «Абитуриенту» или по телефонам приемной комиссии: (351) 219-07-07, 219-07-71.
– Как будет проходить приемная кампания и сколько вакантных мест выделено в этом году?
– Мы придерживаемся традиционных правил приема уже много лет подряд. Но главная особенность при поступлении именно в наш институт все же есть – мы готовим студентов для работы в компании «Российские железные дороги». 70% бюджетных мест относится к целевому набору по заказу РЖД. Всего же в 2017 мы планируем принять 1 230 новых студентов. Из них 375 мест – бюджетные, часть из которых составляет целевая квота и квота особого права. Есть и контрактная форма обучения.
Прием-2017: целевой набор, льготы и общежитие
– Как попасть в целевой набор и к чему он обязывает студента?
– Для этого нужно заключить договор с одним из предприятий железнодорожного транспорта. На самом деле у таких студентов привилегий больше, чем обязательств. Например, в программу обучения для них включены дополнительные курсы и предметы – дисциплины, позволяющие изучить тонкости работы в железнодорожной отрасли более углубленно. К тому же за учебу без троек они получают повышенную стипендию. После выпуска из института студент, отучившийся по целевому набору, обязан пять лет отработать в структуре РЖД. Если планы молодого человека изменились, придется выплатить компенсацию. Но такого почти не бывает, наоборот, все стремятся задержаться на железной дороге. Исключение – талантливые студенты, которые не против посвятить свою жизнь преподаванию и остаться в стенах института уже в новом качестве. Компенсацию в этом случае ЧИПС УрГУПС берет на себя.
– Кто еще может претендовать на льготы при поступлении в ваш вуз?
– Это все те категории граждан, для которых законодательство РФ предусмотрело квоту особого права: дети-сироты, дети участников боевых действий и так далее. Для них вуз оставляет определенное количество мест. Уже поступившим тоже помогаем. Например, малообеспеченным студентам выплачиваем социальную стипендию.
– Есть ли возможность получить место в общежитии тем, кто приехал учиться издалека?
– У института имеется три здания общежития. Иногородним студентам предоставляется место в общежитии. Стоимость проживания вполне приемлемая для всех – всего 590 рублей в месяц для очников и 20 рублей в сутки для заочников, приезжающих в Челябинск на сессии.
Ежегодно ЧИПС УрГУПС при финансовой поддержке Южно-Уральской железной дороги набирает абитуриентов на бесплатные подготовительные курсы подготовки к ЕГЭ. Ребятам предлагают подтянуть знания по русскому языку, математике и физике.
Об учебе: стать железнодорожником уже с первого курса
– Перешел ли университет на двухуровневую систему образования: бакалавриат + магистратура?
– Частично. По всем железнодорожным специальностям сохранено классическое инженерное образование – это программы специалитета и обучение продолжительностью в 5 лет. По отдельным специальностям есть и бакалавриат. А вот для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре наши выпускники отправляются в Екатеринбург. Уровень полученных у нас знаний позволяет им без проблем конкурировать с выпускниками других вузов и поступать в УрГУПС.
– Есть ли спецдисциплины, связанные с деятельностью железной дороги?
– Программа предусматривает курсы, связанные с непосредственной деятельностью железной дороги. Но есть и общие дисциплины с уклоном в эту отрасль. Специфические знания студенты получают уже на первом курсе в учебных мастерских – их у нас пять. А применить теоретические знания на практике позволяет учебный полигон, расположенный на территории вуза. Это настоящая железная дорога в миниатюре – здесь воссозданы все основные узлы связи и элементы путей.
Челябинский институт путей сообщения образован в 1997 году в результате объединения филиала Уральской государственной академии путей сообщения и Челябинского техникума железнодорожного транспорта. Сегодня он является одним из девяти филиалов Уральского государственного университета путей сообщения. Железнодорожным профессиям здесь обучаются студенты со всего УрФО, а также приезжие из Казахстана и стран ближнего зарубежья.
– Получается, примерить роль железнодорожника можно уже во время учебы?
– Конечно, производственная практика начинается на третьем курсе. И студенты не просто примеряют роль, они полноценно трудятся на реальных рабочих местах.
Стоит отметить, что каждый наш выпускник за время обучения дополнительно приобретает и рабочую профессию.
– Как студенты проводят свободное время? За время существования вуза здесь сложились свои традиции?
– Челябинский институт путей сообщения большое внимание уделяет спорту – это еще один повод для гордости. Настоящему железнодорожнику необходимо быть сильным не только духом! В рамках вуза работает несколько спортивных секций, заниматься в которых можно абсолютно бесплатно. Это атлетическая гимнастика, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, мини-футбол, настольный теннис, армспорт и шахматы.
Ежегодно мы устраиваем внутривузовские спартакиады, активно участвуем в районных, городских и областных соревнованиях. Наши сборные стабильно попадают на них в тройку лидеров. Достижения в спорте и тягу к здоровому образу жизни студентов мы поддерживаем и материально: за участие в соревнованиях, эстафетах и получение разрядов спортсмены получают повышенные стипендии.
– А что с культурной составляющей студенческой жизни?
– Есть у вуза и свои культурные традиции. Например, на его базе создан клуб любителей поэзии и прозы, танцевальная, вокальная и театральная студии, а также кино- и фотоклуб. Каждый год студенты готовят оригинальные номера на фестиваль студенческого творчества «Весна студенческая».
Активных в образовательной, культурной и спортивной жизни студентов мы поощряем путевками на базы отдыха региона. Лучшие из них ежегодно отправляются отдыхать на побережье Черного моря.
О будущей карьере: трудоустроено рекордное количество выпускников
– Кем приходят во взрослую жизнь выпускники Челябинского института путей сообщений?
– Наш вуз обеспечивает квалифицированными кадрами абсолютно все звенья в структуре железной дороги. Мы готовим строителей путей, мостов и тоннелей, специалистов по электроснабжению и автоматике на транспорте, специалистов по безопасности перевозок, вагонников и локомотивщиков. Самой популярной уже много лет остается сфера организации перевозок – это дежурные по станциям, сигналисты, а в дальнейшем и начальники железнодорожных станций.
На протяжении пяти лет УрГУПС уверенно держится в сотне лучших вузов страны и входит в рейтинг высших учебных заведений СНГ. Вуз является одним из лидеров по следующим критериям: качество образования, активная научно-исследовательская и международная деятельность, востребованность выпускников на рынке труда.
– Помогает ли вуз выпускникам с трудоустройством?
– Конечно, на базе института создан и успешно работает центр содействия трудоустройству. Наша гордость – это высокая степень трудоустройства студентов. Ежегодно более 90% выпускников среднего профессионального образования и 95% закончивших высшее образование получают рабочее место в структуре РЖД или в крупных промышленных предприятиях региона.
На сегодняшний день УрГУПС занимает седьмое место в общероссийском рейтинге трудоустройства выпускников, по версии «Эксперт РА». Для сравнения: других высших учебных заведений нашего региона в первой десятке этого списка нет.
– Получается, большинство выбирает железную дорогу. Почему?
– Во-первых, качественное инженерное образование будет востребовано всегда. Основной работодатель – РЖД, крупная государственная структура. Карьера в этой отрасли – это престиж, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Российские железные дороги реализуют очень привлекательную кадровую политику, которая дает множество возможностей для самореализации и успешной карьеры. Причем в короткие сроки. При добросовестном отношении к своей профессии, 30% железнодорожников достигает руководящих должностей в возрасте до 30 лет.
Уровень заработных плат на железной дороге для рабочих специальностей составляет не менее 15 000 рублей, для инженеров с высшим образованием – не менее 20 000 рублей. Для выпускников без опыта работы – это очень неплохо! К тому же молодые специалисты получают так называемые подъемные – единовременную премию в размере двух окладов.
Ценят железную дорогу и за ее социальную программу. Например, расширенный социальный пакет и льготную ипотечную программу. Собственные детские сады для детей железнодорожников, школы и спортивные организации есть в каждом крупном городе.
Поступайте в ЧИПС УрГУПС! С нами – к успеху!