В школе № 21 Златоуста разгорелся скандал после того, как учителя написали в управление образования коллективное обращение с жалобой на директора. Как утверждают педагоги, с лета, пока длится разбирательство, из школы уже уволились трое из шести учителей, подписавшихся под документом, остальным приходится терпеть травлю. Сам руководитель школы уверен — небольшая группа педагогов просто задалась целью сместить его с должности. В конфликте разбирался корреспондент 74.RU.
«Угодны только те, кто рот не открывает»
Противостояние учителей с директором, как рассказывают педагоги, длится не первый год. Под руководством Константина Сарычева школа № 21 работает уже девять лет, но смириться с новым руководителем учителя так и не смогли.
— За время, пока Константин Александрович работает директором, из школы уволились более 25 педагогов, учителя со стажем и высшей категорией не выдержали давления, — рассказывает учитель начальных классов. — Те, кто работают добросовестно, показывают хорошие результаты и могут за себя постоять, они ему неуместны — он начинает находить слабые места и давить. Я, например, такой человек, который всегда за правду, если что-то положено сделать, значит, это нужно, а мне каждый раз говорят: «Не суй свой нос, куда не надо». Ему угодны только те, кто рот не открывает и ни о чем не спрашивает. У нас сейчас в коллективе очень много молодых учителей, которые только пришли из колледжа или института, сидят тихонечко, ничего толком не делают, а результаты только хуже становятся.
Поводом для жалобы, которую педагоги минувшим летом отправили в управление образования, стали премии, в том числе к юбилею школы, от которых в кошельках у сотрудников не прибавилось.
— На педсовете было сказано, что на юбилей нужно пригласить администрацию города, директоров школ, поэтому «мы вам выписываем премии, которые вы должны будете вернуть, на эти деньги будем проводить мероприятие», — продолжает педагог. — С нас по четыре тысячи собрали, а в пятой школе (там директор также Константин Сарычев. — Прим. ред.) два раза премии выписывали, но там вообще бардак — шесть [тысяч] выписывали, две они оставляли себе, а четыре отдавали директору. Второй раз выписывали по девять тысяч, но уже не всем, — семь [тысяч] отдавали, две оставляли себе.
Указали педагоги и на нечестное распределение стимулирующих выплат.
— В комиссию по распределению таких выплат входят несколько человек из коллектива, они проставляют каждому сотруднику баллы за те или иные результаты в работе — за участие в мероприятиях, олимпиадах, успеваемость и другие. Каждый балл стоит 400 рублей. Но у нас сотрудники никогда не знают, сколько баллов они заработали, — утверждает учитель. — По идее, это должна быть открытая информация, педагоги должны знать, за что они получают или не получают стимулирующие, а у нас — не дай бог ты увидишь эту таблицу. За сентябрь, например, нам не начислили ни рубля, сказали, денег нет. Октябрь прошёл, я подошла к председателю комиссии, спросила, начислили ли баллы? Она ответила, что да. Спрашиваю: «А они будут оплачены?», но она только пожала плечами. Потому что обычно комиссия баллы ставит, а потом директор смотрит и своей рукой вычёркивает, то есть ты надеешься получить одну сумму, а получаешь совершенно другую.
По словам педагога, именно так её оставили без премии ко Дню учителя.
— Мне так до сих пор и не объяснили, почему не выплатили премию, — возмущена женщина. — Если меня наказали, то директор должен был сказать, в чём я провинилась, показать приказ. А он просто вычеркнул меня из списка, то есть, получается, нравишься — получишь [премию], не нравишься — не получишь. И я такая не одна — люди боятся, молчат и терпят. Я не хочу терпеть, хочу нормально работать в своей родной школе: я сама в ней училась, практику здесь проходила и работаю уже 27 лет.
Специалисты златоустовского управления образования, проводившие проверку в школе, нашли нарушения в начислении стимулирующих. Как сообщается в официальном ответе педагогам (документ имеется в распоряжении редакции. — Прим. автора), в январе 2019 года стимулирующие были выплачены, но надбавка к зарплатам «не была подтверждена приказами руководителя, оценочными листами и протоколами комиссии по распределению выплат». Других нарушений в начислении зарплат управление не выявило, как и не смогло подтвердить тот факт, что сотрудникам пришлось вернуть премии перед юбилеем школы. Однако материалы передали в полицию, и теперь в школе свою проверку проводят специалисты отдела по борьбе с экономическими преступлениями, эту информацию 74.RU подтвердили в пресс-службе полиции Златоуста.
Железо за железо
После того как сотрудники начали давать показания, в школе произошёл новый инцидент. Совпадение или нет, но главному бухгалтеру облили новую машину средством для снятия краски.
— В прошлую пятницу утром я задала вопрос, где кровельное железо с крыши пятой школы, которую ремонтировали летом прошлого года. Средства от его сдачи должны были пойти в фонд школы. Но мне сказали, что понятия не имеют, но оно же не может испариться! А после обеда выхожу из школы, а на машине краска вспучена, капли еще свежие были, — рассказывает главный бухгалтер школы Ольга Игошина. — Я написала заявление в полицию, но мне кажется, это всё взаимосвязано.
В полиции Златоуста подтвердили, что по заявлению Ольги Игошиной сейчас проводится проверка. Но сотрудники школы пошли дальше и обратились за поддержкой к депутату Заксобрания Челябинской области Ольге Мухометьяровой, которая опубликовала пост о пятничном инциденте на своей странице в интернете и попросила полицейских рассматривать его как сообщение о преступлении. Депутат также рассказала, что по сложившейся ситуации в коллективе школы № 21 уже составила обращение в прокуратуру.
— Педагоги пожаловались в управление образования, но муниципалитет проблему не решил, в итоге уже трое из шести педагогов, которые жаловались, уволились, в том числе учитель английского, которых в округе дефицит. Начались гонения, — прокомментировала 74.RU Ольга Мухометьярова. — Учитель начальных классов, стаж 27 лет, и всем выписывают премию, кроме неё! Три тысячи, может быть, и не великие деньги, но когда человека ставят в особые условия, это неправильно. Я со своей стороны заявление в прокуратуру уже написала.
«...это больше похоже на травлю»
Сам директор 21-й школы Константин Сарычев во вмешательстве в ситуацию депутата усматривает политический аспект, партийное противостояние справедливоросса Ольги Мухометьяровой единороссу, которым он является. Что же касается конфликта с педагогами, то руководитель его не отрицает.
— Знаете, это больше похоже на травлю. Это небольшая группа людей, три–четыре человека, которые на протяжении нескольких лет пытаются снять с меня должности руководителя, — прокомментировал 74.RU Константин Сарычев. — Они писали и в управление образования, и в Министерство, и в прокуратуру и в ОБЭП, у них цель одна — убрать Сарычева. В их жалобах описана вся моя жизнь за девять лет. Люди вместо того, чтобы обучать детей, на протяжении девяти лет кропотливо собирали на директора портфолио. Была проверка управления образования, я не буду скрывать, нарушения есть, но не такие, чтобы взять и уволить руководителя за это. Никакого физического, психического и другого давления я никогда ни на кого не оказывал. У нас было несколько встреч с коллективом, и на совещаниях я всегда говорю: «Уважаемые, если у вас есть вопросы, мои двери всегда открыты», но они не идут на диалог. Я уже третий директор в этой школе, которого коллектив пытается выжить, предыдущие два директора были уволены по жалобам сотрудников.
Директор, у которого в подчинении сейчас фактически находятся четыре школы, не отрицает и то, что иногда приходится «затягивать гайки».
— Мне, как руководителю, хочется, чтобы на рабочем месте был порядок, чтобы работники добросовестно выполняли свои должностные обязанности, и если они что-то выполняют не в полном объёме — получают замечание, — говорит руководитель. — Одна из этих педагогов получила замечание за то, что допустила погрешности в книге выдачи аттестатов. Она написала объяснительную, издан приказ, объявлено замечание, на небольшой срок человек лишается стимулирующих выплат, потому что если будет проверка из Министерства и будет выявлено нарушение, я получу за него замечание. Я, конечно, понимаю, что сейчас любое замечание расценивается как попытка давления.
Что касается премий к юбилею школы, то, по словам директора, они действительно начислялись, но сдавать деньги обратно никто никого не принуждал.
— Был юбилей школы, и на комиссии было принято решение дать людям премию. Премию дали, но чтобы нести её мне — этого не было, — уверяет Константин Сарычев. — Педагоги собирали деньги на банкет, и я их сдавал тоже. Был назначен ответственный человек, который всё это собирал и записывал. А по стимулирующим, мы не можем вывешивать данные на всеобщее обозрение, потому что существует закон о персональных данных. Если у сотрудников есть вопросы, они всегда могут в индивидуальном порядке подойти к секретарю или председателю комиссии и узнать, за что поставлены баллы. Я на комиссии никакого влияния не оказываю, я присутствую на них просто с целью поддержания порядка, потому что за всё, что происходит в школе, ответственность несёт руководитель.
Обвинения же по исчезнувшему железу с крыши школы № 5 и испорченной краске на машине главбуха директор считает и вовсе необоснованными.
— У нас есть видеокамеры, полиция приезжала, запись взяли, пока никого не нашли. Я подъехал после обеда, бухгалтер начала обвинять всех, кого можно и нельзя. Это было в пятницу, а в воскресенье мне начали звонить и сообщать, что главный бухгалтер и депутат Мухометьярова обвиняют во всем меня и упоминают финансовые нарушения. Там упоминается две крыши. В пятой школе в прошлом году действительно проводили работы по замене кровли, она там комбинированная — бикрост и металл. Крыша простояла 38 лет, и тот металл металлом называть глупо. Единственное, мы ливневые стоки прибрали, а остальное подрядная организация забрала вместе с мусором. Ни одна организация эту ржавчину взять просто бы не согласилась. Сейчас меняют крышу ещё на одной школе, мы вписали в договор, что если железо будет, мы его оставим, попытаемся получить с него копеечку, но эту крышу делали 50 лет назад. Сейчас это железо сваливают около школы, но если кто-то решит его утащить, охранник догонять не будет — не те времена. Они пишут, что я своровал железо с двух крыш, но вторую крышу ещё только ремонтируют, или они на опережение работают?
Константин Сарычев уверен: он, как директор, со своими обязанностями справляется.
— Когда я пришёл, в школе было чуть больше 300 учеников, а теперь больше тысячи, потому что к нам относятся уже четыре школы. 90 процентов работы руководителя — это поддержание жизнеспособности зданий, а у меня их шесть, и во всех тепло, светло, всё работает. Средняя зарплата по педагогам у меня очень даже высокая, и те, кто пишут, что что-то недополучили, они лукавят, — говорит руководитель. — Вполне возможно, есть ошибки, но не ошибается тот, кто не работает. Большинство коллектива всё-таки считает, что Сарычев должен работать, эти педагоги писали письмо в мою защиту, собирали подписи, и их значительно больше, чем тех, кто жалуется.
В управлении образования Златоуста подтвердили, что в школе № 21 проводилась проверка, но оперативно прокомментировать ситуацию в образовательном учреждении не смогли в связи с отсутствием на месте руководителя Сергея Максимова, который сейчас находится в командировке.
Хотите сообщить о проблеме в школе? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.