В 2020 году особенно важно быть внимательным к различным угрозам. Так, 19–20 октября в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете состоялось масштабное совещание по вопросам профилактики межнациональных конфликтов и распространения экстремизма в студенческой среде.
В Челябинск съехались проректоры по воспитательной работе и безопасности более чем из 20 вузов различных регионов России и эксперты из Москвы. На совещании присутствовали и представители силовых структур, в том числе регионального управления по противодействию экстремизму МВД России по Челябинской области. Эксперты выясняли, как помочь молодым людям противостоять различным угрозам и провокациям, сохранить внутренние высокие ориентиры и не заблудиться в потоках информации.
Совещание на тему профилактики идеологий деструктивного характера в многонациональной студенческой стране — один из этапов большой всероссийской образовательно-просветительской кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!», которая стартовала 18 сентября в Москве и продолжается на площадках российских вузов. Мероприятие уже стало своеобразной платформой для обмена лучшими практиками, которые на данный момент реализуются в государственных вузах, и для совместной разработки новых эффективных решений. В Челябинске оно осуществляется благодаря грантовой поддержке Росмолодежи в рамках проекта «Безопасность и взаимодействие в многонациональной молодежной среде».
Совещание проректоров по воспитательной работе и безопасности организовали в университетском читальном зале. Участников приветствовал первый проректор ЮУрГГПУ Алексей Богачев.
— В стенах нашего университета это мероприятие проходит неслучайно, — отмечает Алексей Николаевич. — Испокон веков сложилось, что Челябинская область — многонациональный регион. Я очень надеюсь, что наше офлайн-общение пройдет конструктивно, мы выстроим систему эффективного противодействия идеологиям деструктивного характера и экстремистским проявлениям. Ситуация с ними действительно нас тревожит. Надеюсь, вы увезете из Челябинска не только положительные эмоции, но и много нового и интересного, информацию, которую сможете использовать в ежедневной практике.
«Формируем у студентов иммунитет против радикальных идей»
Разрозненность, непонимание своих соотечественников ослабляют иммунитет нации, считает ведущий консультант управления по укреплению общенационального единства и профилактики экстремизма на национальной почве федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Айказ Микаелян. Он берет слово следующим.
— Ситуация с радикализмом сегодня — результат низкого уровня гражданской идентичности, — комментирует проблему Айказ Маисович. — Чем она слабее, тем более мы подвержены угрозам. Задача нашего агентства — сформировать этот самый иммунитет, который не позволит экстремистским радикальным идеям проникать в умы молодых людей. Это чрезвычайно сложно. К решению задачи мы подходим комплексно: рука об руку с педагогами работают представители силовых структур. Они тоже идут в вузы, где беседуют со студентами. Одной из главных составляющих гражданской идентичности является формирование патриотического сознания. Причем это не какое-то эфемерное чувство, а прикладная, реальная деятельность. Мы делаем все возможное, чтобы помочь молодым ребятам уйти от идеологических угроз, укрепляем их понимание важности нашего единства.
ФАДН России занимается вопросами укрепления общенационального единства и этнокультурного многообразия народов страны. Лозунг агентства — единство в многообразии. Как подчеркивает Айказ Микаелян, такой феномен не так уж противоречив, как может показаться на первый взгляд. Так, молекула состоит из атомов, музыка — из нот, текст — из букв.
Эксперт уверен, что педагог — самая важная профессия в мире. Именно он делает из человека личность, ответственную за свою жизнь и за то, что происходит в социуме.
— Я вырос в горном селении и видел, как старики каждый раз, когда мимо них проходил молодой педагог, с почтением вставали, — вспоминает Айказ Маисович. — Это особенное отношение к профессии, которая сегодня, мягко говоря, недооценена.
Главная профилактика экстремизма — знание
На совещание в Челябинск приехал также представитель центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ. Структуру создали больше трех лет назад на базе Московского педагогического государственного университета в рамках отдельных поручений администрации президента РФ и Министерства образования. Центр взаимодействует с федеральным агентством по делам национальностей, с Министерством просвещения, с Министерством образования, а последние пару лет тесно сотрудничает с главным управлением по борьбе с экстремизмом. А еще ведет работу со школами, вузами и преподавателями.
— Главная профилактика экстремистских движений — это знание, — говорит заместитель директора центра Алексей Черкезов. — Чем больше молодые люди понимают, что происходит в стране, тем меньше в обществе деструктивных течений. На базе центра созданы условия и разработан курс повышения квалификации для чиновников, работающих с молодежью, у нас есть интересная программа повышения квалификации по профилактике экстремизма, в том числе для учителей. В прошлом году на базе центра было реализовано более 30 проектов, в которых приняли участие более 20 000 человек. Мы готовы делиться своим опытом с вузами и другими организациями.
«Мы учим студентов правильно работать с информацией»
В рамках масштабной кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!» запланировано восемь совещаний с проректорами по воспитательной работе и безопасности. Они пройдут в разных городах России. Потом наступит очередь семинаров с лидерами студенческого самоуправления.
— Основная задача компании — обмен опытом в вопросах профилактики деструктивных движений в молодежной среде, — дополняет Алексей Черкезов. — Мы проводим адаптационные встречи для первокурсников, рассказываем студентам о гражданской идентичности, о межнациональном согласии, о различных движениях, об информационной безопасности. Благодаря этому молодые люди смогут, к примеру, читая новости, сделать правильный выбор. Главная проблема молодежи — огромный поток информации, которую она не воспринимает или неправильно интерпретирует. На наших адаптационных лекциях мы учим студентов, как правильно работать с информацией.
«Эффективнее выстраивать отношения через диалог, а не через стереотипы и агрессию»
Кампания «Мы за традиции, мир и безопасность!» проходит в различных вузах на территории пяти федеральных округов России. Проект подразумевает работу с педагогическим и руководящим составом с привлечением сотрудников центра по противодействию экстремизму и федеральных ведомств.
— Это некое межведомственное сотрудничество в целях координации работы и формирования актуальной повестки в вопросе укрепления гражданской идентичности, межнационального согласия и профилактики экстремизма, — уточняет Айказ Микаелян. — Наша цель — не допустить негативные явления в молодежной среде и создать мощную идеологическую базу. А еще — научить молодежь терпимости, уважению к чужому мнению, показать, что эффективнее выстраивать отношения через диалог, а не через стереотипы и агрессию.
«Если увлечь студентов, у них не останется времени и желания на радикальные идеи»
— Этот проект — хорошая площадка для обмена мнениями, — говорит проректор по молодежной и социальной политике ЮУрГГПУ Евгений Жоров. — В вузе уже давно реализуется целый комплекс мероприятий, которые так или иначе направлены на укрепление национальной дружбы, на противодействие экстремизму. Мы проводим адаптационные мероприятия, занятия на развитие творческих способностей студентов — важно увлечь их в тот момент, когда они могли бы соприкасаться с радикально-экстремистской идеологией. Если студентов любят, ждут, увлекают интересными и важными для них делами, то едва ли у них останется время и желание соприкоснуться с тем, что нежелательно и с точки зрения общества, и с точки зрения вуза.
Получение мультикультурного образования в институте дополнительных творческих педагогических профессий, участие в самоуправлении, деятельности студенческих клубов тоже способны увлечь студентов социально одобряемой деятельностью и не допустить их участие в нежелательных мероприятиях и акциях, считает эксперт.
Опытом проведения таких мероприятий поделилась помощник ректора Шадринского государственного педагогического университета Наталья Колмогорова.
— Наш университет можно называть маленьким РУДН, потому что в нем обучается очень много иностранных студентов, в том числе из стран бывшего СНГ. Поэтому мы создали клуб интернациональной дружбы для межнационального общения студентов, — рассказала Наталья Ивановна. — Там же родилось мероприятие «Диалог культур», где студенты делятся своими творческими номерами, кулинарными шедеврами и обмениваются опытом. Главная задача этого мероприятия — сделать так, чтобы наши студенты были едины, несмотря на расовые и национальные различия.
«В радикальные течения легко затянуть тех, кто ничего не знает о культуре и религии»
Молодые люди часто не готовы говорить на многие темы, потому что ничего о них не знают. Такая неосведомленность играет на руку последователям экстремистских течений, уверен руководитель кампании «Мы за традиции, мир и безопасность!» Егор Якорев.
— Молодежь подвержена чужому влиянию, когда с ней говорят на незнакомые темы, — комментирует проблему Егор Сергеевич. — Наша задача — создать идеологический иммунитет к такого рода влияниям через знание, научить молодых людей быть бдительными. Нужно также обеспечить постоянный мониторинг студенческой среды — безопасные идеи сегодня могут стать причиной массовых беспорядков завтра. Немаловажно и адекватно реагировать на деструктивные проявления — различать преступников и тех, кому просто нужна моральная помощь. Молодые люди часто своим неоднозначным поведением демонстрируют внутренний протест, желание выделиться и не имеют злых намерений. Тема адекватного реагирования — это про доверие. Желание быть понятым в этом возрасте — особенно остро. Если студент не может прийти к педагогу и сказать «я ошибся» или «у меня проблемы», он пойдет туда, где его «правильно поймут», например к радикалам. Мы с вами должны создать такую среду, чтобы этого не произошло.
В итоге участники мероприятия обменялись лучшими практиками профилактики идеологий деструктивного характера в студенческой среде, которые уже сейчас реализуются в российских вузах. Также сформировали платформу для межвузовского обмена опытом в данной сфере, разработали предложения по совершенствованию нормативной базы в сфере воспитательной работы в высших образовательных учреждениях.
Работа по распространению лучших практик профилактики радикальных идеологий будет продолжена, в том числе и с помощью правового, мультикультурного, патриотического и гражданского совершенствования студенчества.