
В челябинской школе № 121 Наталья Федерягина и Татьяна Савченко работают учителями информатики уже 20 лет. Разные стрижки, одежда, маникюр — у одной красный, у другой — нюд, но коллеги умудряются их путать. И не только они. В День учителя рассказываем историю сестер-педагогов, которых дети любят так же трепетно, как они свою работу.
«Нас путали всегда, даже когда я была блондинкой, а Наташа
—брюнеткой»
— Сейчас я включу диктофон и начнем, — говорю я учителям-двойняшкам Наталье и Татьяне.
— Зачем диктофон? Установите себе систему распознавания речи! — отвечают сестры. И становится ясно — какой они ведут предмет.

— Мы настолько привыкли, что я уже соглашаюсь: я Наталья Евгеньевна и решаю вопросы [коллег] за нее, — смеется Татьяна. — Нас путали всегда, даже когда я была блондинкой, а Наташа — брюнеткой. Ученики думали, что это одна учительница. А потом, когда встречали нас двоих, — в глазах был шок, сумасшествие какое-то. Это сейчас мы разные-разные, но иногда можем одеться одинаково. Нам это нравится, это прикольно.

«Продавала элитные шубы»
Наташа и Таня, будучи школьницами, конечно же, сидели за одной партой. Списывали друг у друга домашку. А потом, в институте, вместе ходили на пары — настолько сильной была связь между сестрами, что они пошли учиться на один факультет.

— Мы поступили в пед (сейчас Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. — Прим. ред.), — рассказывает Наталья. — Нам было очень комфортно и удобно — можно было ходить на пары по очереди и брать друг у друга лекции. Почему пошли именно туда? На тот момент было много экономистов, менеджеров и юристов. Ну, вот как-то решили остановиться на информатике. Причем мы получили две специальности, с первого курса углубленно изучали еще иностранный язык, поэтому можем работать учителями английского. Но не работаем — нагрузки хватает.


На четвертом курсе студентка Наташа пришла на практику в школу № 121, а Таня пошла продавать элитные шубы. К тому времени она решила, что не хочет работать учителем.
— Меня все устраивало в продажах, но потом наступило не очень благоприятное время, и я потеряла работу, — вспоминает Татьяна. — Наташа работала в школе, осталась там после практики, и стала звать меня, мол, пошли к нам, требуется еще один учитель информатики. Но я говорила: «Нет, в школу не пойду никогда в жизни». Два-три месяца я сидела без работы, а Наташа продолжала: «Пошли, место еще вакантно». Ну, я и пришла, и уже 20 лет здесь.
«Этих детей не видеть»
У Натальи и Татьяны разные кабинеты. В классах есть компьютеры и крутой интерактивный экран. Естественно, на дистанте, который случился полтора года назад, им было проще, чем остальным коллегам, адаптироваться под новые условия.
— Развитие информационных технологий идет, от этого никуда не деться. Да, из-за пандемии дистанционное образование вошло в нашу жизнь и останется с нами. Надо спокойно к этому относиться, — убеждены учительницы информатики. — Мы помогали коллегам, успокаивали их, что это не так все сложно — нужно просто попробовать. Мы проводили консультации и мастер-классы, разбирали разные платформы — Zoom, «Сферум» — как с ними работать. И многим учителям это стало нравиться: «Этих детей не видеть», «Уроки и тетрадки не проверять — в интернете все автоматизировано». Нам на дистанте в другом плане тяжело — не хватает живого общения. Через экран все же нет той связи с ребенком, которая есть при личном контакте.

— А для связи в интернете — какая платформа лучше? Zoom или «Сферум», который повсеместно внедрялся в школах Челябинска? — спрашиваем Наталью и Татьяну как специалистов.
— Для нас важно, чтобы площадка была удобной: чтобы можно было показать презентацию или видео, чтобы была обратная связь — это чат или доска, где могут писать дети. Поэтому здесь нельзя диктовать платформу — только Zoom или только «Сферум». Очень многим детям нравится, например, «Дискорд», поэтому учителя не должны быть ограничены. Безусловно, самая простая платформа — Zoom, но она имеет большие минусы. Первое — ограничение по времени — 40 минут. Второе — идет утечка информации, может получиться так, что урок потом окажется где-нибудь в ютьюбе.
«Страшно работать после историй со стрелками»
Когда мы зашли в школу, где работают учителя-двойняшки, первое на что обратили внимание — рамку металлоискателя при входе. Наталья и Татьяна признаются, что после трагедий в Казани и Перми им страшно работать.
— В школе соблюдены все меры безопасности, но, конечно, все равно после всех этих стрелков страшно, но стараешься об этом не размышлять, — говорит Татьяна. — Если что-то случится, не дай бог, то все равно первые, о ком мы будем думать, — это дети, которые находятся в классе. Мы не убежим из кабинета и не начнем прыгать из окна. Это все страшно и не должно быть.

— Теперь к детям присматриваетесь? В ЧелГУ, например, педагогам раздали памятки по наблюдению за студентами, а в школе такое есть?
— Мы к детям не только присматриваемся, но и принюхиваемся, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Нет, памятки не раздавали, но контроль есть в любом случае, помимо этих трагических ситуаций. Мы наблюдаем за ребятами, общаемся на классных часах. Но лишний раз стараемся не заводить тему, мы знаем по детям, что с кем-то лучше этот вопрос не обсуждать, потому что кто-то, наоборот, пойдет и захочет это попробовать.
Обнимашки как послесловие
Перед беседой с учительницами мы их сфотографировали в классе с учениками. И каково же было наше удивление, когда Татьяна Евгеньевна на прощание обняла девчонок.
— Наталья Евгеньевна, вы тоже обнимаетесь с детьми? — интересуемся.
— Нельзя, но бывает. Между учителем и учеником все же должна быть субординация. Но в то же время учитель должен давать не только знания, но и ласку, любовь, с детьми надо общаться. Поэтому обнимашки происходят в неформальной обстановке.

В прошлый День учителя мы знакомились с преподавателем биологии — 83-летней Ниной Николаевной Калманкиной. Каково ей работать в школе