Классный руководитель 6-го класса в лицее № 148 поделила детей по успеваемости и их активности на уроках. По словам родителей школьников, на первом ряду сидят отличники, на втором — хорошисты и на третьем — троечники и двоечники. Но такая рассадка не устраивает ни учеников, ни их мам. Мы решили разобраться — есть ли в этой ситуации дискриминация и существуют ли вообще какие-то рекомендации, в каком порядке дети должны сидеть за партами.
— У меня дочка учится удовлетворительно, в четверти у нее выходит несколько троек. Плюс она стеснительная и поэтому теперь сидит на третьем ряду, где все такие, — рассказала 74.RU мама шестиклассницы Елена. — Рассадили их по успеваемости недели две назад. Учитель таким образом хочет показать, мол, плохо учитесь, не поднимаете руку — сидите там. Детям было сказано: «Если ты себя проявишь — пересядешь». Многие родители против такого, это дискриминация! Для какой цели учитель создает дискриминацию между детьми?
Мы пообщались еще с несколькими мамами, чьи дети учатся в этом классе. Они также не понимают такого деления.
— Я вообще первый раз слышу о таких мерах: первые два ряда — молодцы, а третий — как отброски, — возмущается родительница Екатерина. — У меня скромная дочка, она тихо отвечает, ребята посмеиваются над ней. И классный руководитель, наоборот, должен настраивать дружескую атмосферу в классе, а не делить детей. Это неправильно.
— В прошлом году у нас такое тоже было — учительница математики так же рассаживала детей по успеваемости, но тогда они сидели так на одном предмете, а сейчас на всех, — говорит Ирина, у которой дочка хорошистка. — Я считаю, что детей должны, наоборот, миксовать, чтобы они тянулись за успешными. Когда я училась, никогда такого не было — эти умные, а те не очень, эти тянутся, а эти не тянутся.
«Мне без разницы — пусть мой ребенок сидит на третьем ряду, но без дележки. Это вообще непедагогично, на мой взгляд»
Директор лицея сейчас в отпуске, поэтому ситуацию со спорной рассадкой нам прокомментировала заместитель директора школы Алла Орешкина.
— Это связано не с тем, что детей хотят как-то обидеть, оскорбить или еще что-то. Но вы же понимаете, что у кого-то из детей могут быть пробелы в знаниях, соответственно, у них может больше вопросов возникать к учителю. Поэтому учитель организовала такую работу, но это совершенно не дискриминация никакая и не дифференциация.
С классным руководителем замдиректора не захотела нас соединить.
В городском комитете по делам образования 74.RU объяснили, что по рассадке детей за парты существует одна рекомендация — соответствие СанПиНам.
— Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» учеников рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения, — рассказала пресс-секретарь комитета Екатерина Самарина. — Для детей с нарушением слуха и зрения, независимо от их роста, парты — первые, причем для детей с пониженной остротой зрения — в первом ряду от окна. При организации фронтальной, групповой или парной работы обучающихся на уроке не возбраняется парты располагать в ином порядке.
Педагог-психолог Мария Гракова уверена, что рассадка детей по принципу успеваемости отразится на психике детей.
— Никаких отборочных и маркировочных, в кавычках, детей не должно быть. Не нужно приклеивать клише на ребенка — «раз ты не активный, значит сидишь здесь», — говорит специалист. — Любое ранжирование, с психологической точки зрения, неправильно, и этого быть в принципе не должно.
«И с педагогической точки зрения это, конечно, неправильно, все должны быть в равных правах»
— Мы не должны ребенку формировать самооценку, которая будет негативно влиять на общее поведение и его социальную жизнь в дальнейшем. У детей в школьном возрасте активно формируется самооценка, «я-концепция». Поэтому, безусловно, когда ребенку говорят, что ты не активный и поэтому сидишь здесь — у него не остается ни сил, ни возможности поверить в другое. Представим — даже если он не активный, но вдруг у него появляется инициатива, ему хочется включиться в процесс, но он уже в группе таких не активных. Тогда ребенок принимает эту позицию и говорит: «Ну, хорошо, да, я не активный».
Психолог также отмечает, что ребенок не может сидеть постоянно на одном месте:
— Как правило, в школах идет, так скажем, карусель передвижения детей по классу. Даже с медицинской стороны — чтобы в зрении не было нарушений, угол должен меняться, поэтому если кто-то сидел на первом ряду, то потом должен передвинуться на второй, или, например, с пятой парты на четвертую. Что касается данной истории — если в школе есть грамотный психолог, он должен сказать, что такого разделения, сортирования детей быть не должно.
Однако челябинский учитель с 35-летним стажем Татьяна Попкова, у которой мы спросили мнение по поводу рассадки учеников, вступилась за коллегу и вспомнила, что много лет назад был такой подход к обучению:
— Лет 15 назад школам даже давались методические рекомендации именно с такой рассадкой детей по рядам. Это как в малокомплектной школе, например, сильная группа, группа средних детей и те, которые требуют особого внимания. Да и потом, дифференцированный подход, индивидуализацию обучения никто не отменял.