Английский язык — самый популярный из всех иностранных языков, его начинают учить в младших классах и продолжают в вузах. Казалось бы, за это время дети должны научиться изъясняться на «инглише» почти как на родном. Но этого, как правило, не происходит. Что же не так со школьным обучением? В статье — несколько причин, по мнению специалистов онлайн-школы английского языка Novakid, из-за которых дети не любят английский и к окончанию школы не могут связать и пары слов.
Уравниловка и единый стандарт
Ни для кого не секрет, что в общеобразовательных школах уровень обучения в основном сводится к некоему стандарту, золотой середине между отличниками и неуспевающими. В результате страдают все. На словах, конечно, предполагается индивидуальный подход. Но на практике ни один учитель не будет готовить для каждого ученика отдельные задания, которые помогут ему раскрыть свой потенциал. И винить педагогов в этом тоже не стоит. Большое количество детей в подгруппах, горы бумажной работы и другие обязанности и так выжимают из них все соки. Поэтому и приходится подбирать задания для всего класса под «середнячков». Но это как узнать среднюю температуру по больнице — бесполезно и малоэффективно.
Каждый ребенок в силу индивидуальных особенностей учится в собственном темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее. В результате одному на уроке становится скучно, а другой с трудом успевает запоминать новую информацию. А неусвоенные темы налипают как снежный ком, что напрочь отбивает желание учиться дальше.
Во многих школах России английский начинается во 2-м классе. И почему-то подразумевается, что ребенок к этому моменту уже должен знать алфавит и цифры, уметь читать и считать на английском, а еще владеть базовой лексикой. Поэтому время на получение, а по факту — повторение этой базы, — всего 1–2 месяца. Понятно, что без крепко усвоенных базовых знаний просто противопоказано двигаться дальше по программе. Поэтому и получается, что ребенок нахватался слов, цифр и букв, но не научился правильно ими пользоваться.
Старая закалка школьных учителей
Часто учителя в школах используют совсем не актуальные методики. В этом их тоже винить нельзя. Обучение в педагогических вузах и колледжах зачастую основано на программах, которые давно устарели, и педагоги переносят полученные неактуальные знания на практику в школах. Например, переводной метод изучения иностранных языков (классическое «прочитал текст — перевел на русский язык — понял, о чём написано») уже давно доказал свою неэффективность. Тем не менее школьники до сих пор ежедневно делают подобные задания на уроках.
Подготовка педагогических кадров для преподавания английского — системная проблема, решение которой — не только пересмотр программ в вузах и колледжах, но и новое поколение учителей. Однако речь идет не о возрасте, а об энтузиазме, желании развиваться и учить детей так, чтобы было интересно, а значит — эффективно.
Скучные уроки
Потому что в них отсутствует элемент игры, темы далеки от реальности, а формат занятия обычно однообразный. Детям не нравится слушать скучные диалоги, оторванные от реальной жизни. А зазубривание слов, необходимых, чтобы написать контрольную и потом благополучно их забыть, вообще вызывает массу негатива.
Чтобы детям было интересно учить английский, формат занятий должен отличаться от привычной классно-урочной системы. Например, онлайн-платформа английского языка Novakid обучает детей только в игровой форме. У каждого ученика есть свой аккаунт: здесь можно выбрать понравившегося персонажа, вместе с которым интересно выполнять задания. Дети получают возможность зарабатывать звезды за прохождение каждого этапа, что стимулирует их заниматься усерднее. А обучение один на один с преподавателем — носителем английского языка всегда эффективнее, чем в группе.
Чересчур много грамматики
Вместо того чтобы добавлять грамматику постепенно и ближе к старшим классам, детей сразу же погружают в изучение особенностей построения предложений. Да еще такими сложными словами, что всё это отбивает желание учиться. У детей создается впечатление, что освоить английский — слишком сложно, и многие перестают пытаться.
Слишком мало английского и много русского
Уроки в основном проходят на русском языке. Из 40 минут английская речь звучит в лучшем случае минут 20 (или еще меньше). Занятия стоят в расписании всего 2 раза в неделю. Вот и получается, что ребенок практически не слышит иностранных слов и фраз.
В упомянутой выше онлайн-школе Novakid занятия проходят полностью на английском языке. Педагог-носитель, который не говорит на русском, ведет урок, используя простую лексику и интерактивные возможности личного кабинета. Ребенок активно вовлечен в коммуникацию: отвечает и выполняет задания, предложенные преподавателем. Уровень сложности растет от занятия к занятию: сначала педагог говорит очень медленно, сопровождает свою речь жестами и активно применяет интерактивные методы взаимодействия.
Выученный материал забывается за каникулы
Обучение языку эффективно, только если оно непрерывно. Но школьники уходят на каникулы (или вынужденный карантин), и уровень знаний непременно падает. Когда ребенок возвращается в школу, ему трудно вспомнить то, что он уже учил. Уходит много времени на раскачку.
Отсутствие внимания к преодолению языкового барьера
На чём школьные учителя делают основной акцент? На умении читать, переводить и заучивать тексты. А вот разговаривать — нет. Откуда же тут взяться разговорному навыку? Большинство так теряется при необходимости заговорить на английском, что это становится большой проблемой. Преодолеть языковой барьер помогает только постоянная практика, которой в школе очень мало.
С преподавателем онлайн-платформы Novakid ребенок сможет освоить английский и заговорить на языке, открывающем новые возможности. На бесплатный урок можно записаться здесь.