В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете начал работу Координационный центр по повышению эффективности формирования у молодёжи активной гражданской позиции, противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Созданная при вузе структура направлена на решение актуальных вопросов по укреплению гражданской идентичности и профилактики радикализма среди обучающихся.
О том, как центр решает эти непростые вопросы и какие планы ставит на будущее, разговор с ректором ЮУрГГПУ, доктором исторических наук Татьяной Чумаченко.
— Татьяна Александровна, расскажите о созданной структуре. Какие проблемы общества способствовали открытию на базе университета такого Координационного центра?
— Межрегиональная структура возникла при вузе в 2021 году. В ноябре 2020 года, когда принималось решение о создании специальных структур и подразделений, наш университет выделили как одну из приоритетных площадок для открытия Координационного центра. Помимо Челябинска, такие центры были открыты в Московском педагогическом государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге и Чеченском государственном педагогическом университете.
— Какие мероприятия проводит Координационный центр?
— Мы реализуем семь основных мероприятий. Среди них: встречи со школьниками и студентами, написание и издание научных статей и материалов, проведение уроков дружбы, живой истории, организация круглых столов, участие в выездных совещаниях, проведение социологических опросов и многое другое.
Так, за 2021 год специалистами и партнерами Координационного центра была проведена целая серия «Уроков живой истории», во время которых учёные и археологи познакомили школьников с историческими периодами — от каменного века до Великой Отечественной войны.
Особенностью мероприятий стал их интерактивный формат: ребята могли собственными руками сделать орудия труда древнего человека, наконечники для стрел, копья или примерить снаряжение солдата Красной армии, полностью погрузившись в реалии того времени.
«Уроки дружбы» направлены на воспитание патриотизма, формирование гражданской идентичности, укрепление межнационального согласия, профилактику ксенофобии и экстремизма. К этим мероприятиям мы привлекаем студентов 2 и 3 курсов факультета подготовки учителей начальных классов. Они уже провели серию встреч с младшими школьниками, разработав специальные методики занятий. Всего в уроках такого формата было задействовано более 800 детей.
— Почему возникла необходимость создать такую структуру при педуниверситете?
— Центры подобной направленности созданы во многих университетах нашей страны, однако педагогические вузы стали привлекать к такой работе совсем недавно.
Координационный центр даёт будущим педагогам современные инструменты и методики работы, которые позволят выстроить эффективную и плодотворную деятельность по противодействию идеологиям терроризма и экстремизма с детьми в образовательных организациях.
На занятиях специалисты Центра рассказывают о России, подчеркивают значимость дружеских взаимоотношений, важность уважения людей разных национальностей и культур. Поэтому мы сотрудничаем с Ассамблеей народов Челябинской области, Центром народного единства, Региональным духовным управлением мусульман и Челябинской епархией Русской православной церкви.
В подобных интерактивных мероприятиях нуждаются не только школьники, но и педагоги. Во время занятий представители духовенства расскажут учителям об особенностях работы с детьми разных вероисповеданий, о правилах общения и взаимодействия с ними.
— Татьяна Александровна, студенты ЮУрГГПУ вовлечены в работу Центра?
— Конечно. И это очень важно и значимо, ведь через несколько лет выпускники нашего вуза, став учителями, смогут использовать полученный опыт такой работы уже в своей собственной педагогической деятельности.
— А центр ведёт работу только с молодёжью?
— Нет, мы стараемся задействовать все возрастные группы, проводим различные круглые столы и конференции. Например, в прошлом году мы при поддержке Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб провели международную научно-практическую конференцию «Национальная безопасность и молодёжная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире». В ней мы поднимали проблемы защищенности современной молодёжи от угроз различного характера, рассматривали способы защиты и роль педагогического образования в формировании культуры взаимодействия людей в виртуальном пространстве и реальном мире.
— Какие планы на 2022 год ставит перед собой Координационный центр?
— Мы продолжим сотрудничество с научно-образовательным центром евразийских исследований, а также центром экспериментальной археологии и исторической реконструкции «Археос». Будем продолжать работу в формате «Уроки живой истории», поскольку он является наглядным, вызывает интерес у современных школьников и помогает лучше усвоить информацию.
Кроме того, в планах у Координационного центра совместно с партнерами — вывозить школьников на специально оборудованные площадки, где будут организованы сражения с участием специальной техники, оружия, со зрелищными взрывами. Школьники смогут увидеть реконструкцию сражений, прочувствовать то, что ощущали их деды и прадеды. Всё это поможет воспитать у детей патриотизм, развить у них гордость за страну.