
Школа № 109 в Челябинске раньше ничем не выделялась среди других учебных заведений города. Но три года назад она стала особенной, приняв в свои стены «солнечных» учеников. Это был первый подобный опыт на Южном Урале — первоклашки с синдромом Дауна и аутизмом сели за парты вместе с обычными детьми. Сначала настроения среди родителей и педагогов были разные. Одни считали, что класс открывает новые возможности, другие сильно в этом сомневались. Результаты эксперимента — в репортаже 74.RU.
«Будут мешать!»
В 2019 году в школе № 109 создали первый в регионе ресурсный класс. Это пространство для детей с особенностями развития. Здесь таких четыре ребенка: трое с синдромом Дауна и один с аутизмом. Каждый из них закреплен за отдельным классом и часть предметов проходит вместе с остальными детьми. На протяжении всего учебного процесса каждого ученика сопровождает прикрепленный тьютор (наставник. — Прим. ред.).
Когда проект только начинали, учителя старой закалки и родители опасались, что особенные и обычные дети не смогут учиться вместе.
— У нас был один класс, в котором четыре родителя были против такого обучения. Тогда мы решили выждать время, чтобы они увидели, как всё легко идет по другим классам, — вспоминает психолог Ксения Брюхова. — А спустя полгода и самому учителю стало интересно, чем же мы там занимаемся: «А какая у него программа, я бы хотела давать задания». Сейчас их и к доске могут вызвать.
Ксению Брюхову, несмотря на отсутствие опыта работы с особенными детьми, четыре года назад позвала в проект председатель общественной организации «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. Общественники тогда выиграли президентский грант и решили открыть первый в регионе ресурсный класс, чтобы не только коррекционные, но и обычные школы могли принимать особых детей. Это называется инклюзивным образованием, и право на него прописано в федеральном законе.

От родителей и одноклассников на первых порах тоже было много вопросов.
— Когда они только пошли в первый класс в сентябре, они, естественно, никуда не выходили. Адаптировались, потому что тяжело было в новых условиях. В это время мы, учителя, ходили по классам, — рассказывает Ксения. — Показывали про наших детей презентации: «Знакомьтесь, это Лева, он катается на лыжах. Смогли бы вы подружиться? Да, он особенный, но мы можем научить вас, как взаимодействовать». Они еще не начали выходить в обычный класс, а дети нормы уже начали приходить к нам в гости, чтобы побыть в нашей среде.

Четвероклассница с синдромом Дауна Катя Андрощук попала в самый многонациональный класс в параллели. Это тоже вызвало трудности в адаптации, но со временем дети приняли ее. У Кати есть теперь своя компания подружек, с которыми она собирается на перемене и играет.

— Дети в этом классе были больше на позиции безразличия, — говорит психолог. — Не оскорбительной, но никакой. И сегодня мы задали им вопрос, насколько они понимают Катю? Дети ответили: «Наверное, ей тяжело в жизни». Интересно услышать их мнение, они же не как взрослые всё воспринимают. Но и у них есть понимание, что тяжело, когда ты не говоришь и тебя не понимают. Безразличие сменилось на участие, доброжелательность.
Каждый день игра в «Крокодила»
На репортаж в школу на Шенкурской по чистой случайности мы попали в Международный день людей с синдромом Дауна, который отмечают 21 марта. В этот день в привычный учебный процесс учителя привнесли немного праздника.

Детям из 4-го «А» в начале урока показали фильм про особенных детей. Самые активные ученики поиграли в «Крокодила»: объясняли друг другу слова только с помощью жестов. Невольно они общаются таким образом каждый день — дети с синдромом Дауна не всегда могут выразить свои мысли словами. Например, им под силу четко ответить «да» или «нет», а остальное получается не очень понятно.
— Первое время нам было тяжело понимать детей, а сейчас это получается даже без слов, — признаётся Ксения Брюхова.

Самая приятная часть урока, на котором мы оказались, — раздача сладостей от виновника торжества. Четвероклассник Лев вместе с тьютором прошел по рядам и угостил всех конфетами «Лёва».

Угостившись, дети начали читать. В программе — произведения Мамина-Сибиряка, Пришвина, Куприна. Лев тем временем стал осваивать другую программу, но тоже по чтению — соединять буквы в слоги.

Главная цель — научить самостоятельности
Ресурсный класс поделен на несколько частей. Одна зона — с разными партами для учебы в общепринятом понимании. В другой части, через прозрачную перегородку, организовано что-то вроде кухни с микроволновой печью, плитой, чайником и обеденным столом. Здесь проходят уроки домоводства.
— Мы учимся, как чистить картошку, потом надеваем фартук и идем в зону кухни, отрабатываем практические навыки, — показывает пространство для занятий Ксения. — Готовим, убираем и так далее. Дети, у которых есть задержка развития, жить самостоятельно в нашем понимании не смогут. Но наша цель для таких детей — создать условия, чтобы на 4–5 таких человек был бы один тьютор. Тогда они смогут самостоятельно помыться, сходить в туалет, приготовить себе бутерброд и чай. Тогда они могут трудиться на каком-то элементарном уровне.

Учитель привела пример, как адаптируют особенных людей за рубежом.
— Они там работают на заводах, когда вырастут, — говорит Ксения. — Там они упаковывают наборы одноразовых приборов — вилка, ложка, зубочистка. Человек с ограниченными возможностями стоит на конвейере, это всё складывает, у него есть визуальная опора. Он трудоустроен. Уже не государство за него платит по 35 тысяч в день — именно столько стоит проживание инвалида у нас. Он сам себя обеспечивает, он в своей мере полноправный участник всех процессов.
Учителя школы № 109 считают, что присутствие особенных детей сделало остальных школьников добрее, внимательнее к проблемам друг друга. Нет свойственных для переходного возраста эгоизма и жестокости. А еще есть внимание к собственному здоровью и предубеждение против вредных привычек, которые в будущем могут стать причиной рождения ребенка с отклонениями уже у них самих. Даже старшеклассники приходят в ресурсный класс — пообщаться и поиграть с четвероклассниками. А еще их знает вся школа — когда мы шли по коридорам во время съемок, то и дело слышали: «Катя, привет».