≈лизавета  ириллова делитс€ опытом коллег из ћосквы
≈лизавета  ириллова делитс€ опытом коллег из ћосквы

– ≈лизавета Ёдуардовна, в чЄм суть проекта «»нклюзи€ без границ?

– ќсобые дети имеют полное право учитьс€ с обычными детьми. Ќо когда родители привод€т их в детский сад или школу, то часто сталкиваютс€ с отказом. ѕедагоги не всегда знают, как совместить работу всех категорией учеников, а мамы и папы обычных детей воспринимают такую новость без восторга. ѕолучаетс€, что законодательно право есть, а на деле его сложно реализовать.

≈сли наде€тьс€, что государство сделает всЄ за нас, времени потребуетс€ много. ј у нас, родителей особых детей, его просто нет. Ќаши дети растут, они нуждаютс€ в общении, социализации здесь и сейчас. ѕоэтому мы про€вл€ем инициативу сами и благодарны, когда нас слышат и поддерживают власти.

«адача проекта – создание психолого-педагогических условий дл€ прин€ти€ детей с особенност€ми развити€ в обычную школу или детский сад. –абота запланирована с трем€ целевыми группами: это персонал образовательного учреждени€ от охранника до директора, родители обычных детей и родители особых детей. ƒл€ одних мы показываем фильмы и объ€сн€ем, как корректно вести себ€ с особым ребЄнком, если ты встретил его в коридоре или на улице, других – знакомим с эффективными методиками работы с особыми детьми на семинарах и мастер-классах.

—ама€ больша€ работа предстоит с родител€ми. Ќа родительских собрани€х, закрытых показах проблемного кино мы будем обсуждать, насколько важно, чтобы особые дети развивались с обычными реб€тишками, чтобы они слышали хорошую речь, видели примеры социального взаимодействи€ и игры.

—егодн€ часто говор€т о жестокости со стороны ровесников, о том, что у детей с инвалидностью почти нет шансов приобрести друзей в обычной среде. Ќо дети – это калька взрослых, и они просто нам «зеркал€т» то отношение, которое есть в семье. —о взрослыми договоритьс€ сложнее. ћы будем рассказывать об опыте московской школы №1465, где у обычных детей выросла успеваемость, потому что после включени€ особых детей в классы у реб€т в разы повысилось понимание перспективы другого человека, навыки взаимодействи€ в команде, когда один за всех, эмоциональный интеллект.

–  ак выгл€дит модель инклюзивного образовани€?

– »ногда инклюзию трактуют как как просто присутствие особого ребЄнка в группе детского сада или в классе. Ќа самом деле инклюзивное образование предполагает большую системную работу. ѕон€тно, что дл€ особого ребЄнка часто не подходит обща€ программа в том виде, в котором она даЄтс€, ее нужно адаптировать. ’от€ аутисты могут хорошо учитьс€ даже в лице€х. Ќо результаты обучени€ завис€т от созданных условий.

ћне нравитс€ модель инклюзии, внедрЄнна€ «÷ентром проблем аутизма» (÷ѕј) три года назад в ћоскве. “ам родительска€ общественна€ организаци€ заключила договор о сотрудничестве с обычной школой. —о своей стороны школа предоставила помещение дл€ организации ресурсного класса, а родители оборудовали его так, чтобы были зоны дл€ индивидуальных зан€тий, сенсорной разгрузки и отдыха. ¬сЄ это нужно дл€ того, чтобы ребЄнок с особенност€ми развити€ шЄл в обычный класс с ровесниками и находилс€ там столько, сколько позвол€ют усидчивость, внимание и программа. ј когда ему необходимо личное пространство или индивидуальные зан€ти€, мог уйти в сенсорную комнату. » цель инклюзии в таком варианте – возможность приобретать социальные знани€ и навыки в среде здоровых ровесников. «десь важны роль поддерживающего взрослого или, если пользоватьс€ современными терминами, тьютора. ѕри этом тьютор – это не бабушка или мама, а эмоционально независимый взрослый, который помогает ребЄнку сориентироватьс€ в ситуации, помочь отработать новый навык, настроить коммуникацию с детьми. ƒл€ такого ребЄнка готовитс€ индивидуальна€ адаптированна€ программа развити€, котора€ учитывает его интеллектуальные возможности.

ѕедагоги готовы получать знани€ о том, как вести обучение особых детей
ѕедагоги готовы получать знани€ о том, как вести обучение особых детей

– Ќасколько реально внедрить такую модель инклюзии в „ел€бинске?

– ћы вели переговоры с несколькими школами „ел€бинска, предлагали подготовить ресурсного учител€, который поможет разработать индивидуальные программы обучени€, тьюторов. ƒо недавнего времени школы к этому были не очень готовы, сохран€етс€ настороженность. » это объ€снимо, потому что система только выстраиваетс€. Ќесколько лет за рубежом мы увидели, как люди с глубокой ментальной инвалидностью катаютс€ на горных лыжах. —кажу честно, мы даже поверить не могли, что когда-нибудь в нашей стране будет что-то подобное. Ќо федеральна€ программа «Ћыжи мечты» вот уже третий год вдохновл€ет результатами родителей детей-инвалидов у нас в „ел€бинской области. » в «—олнечной долине» несколько сотен девчонок и мальчишек катаютс€ на лыжах, участвуют в соревновани€х. ѕосле таких зан€тий у детей улучшаетс€ координаци€, моторика, речь.

¬ рамках нашего проекта в этом году мы больше работаем над подготовкой среды дл€ детей с особыми образовательными потребност€ми. —ейчас мы ведЄм переговоры с комитетом по делам образовани€ „ел€бинска, и € вижу очень большую заинтересованность. ѕрежде всего сейчас нам нужно выбрать площадку, где мы можем реализовать инклюзивную модель, а также подготовить кадры по новым методикам, отработать юридические, методические моменты, оборудовать ресурсную зону. ћы отдаЄм себе отчЄт, насколько это трудно и что работы очень много. Ќо ведь получилось это сделать в средней школе јльметьевска №31, удалось в гимназии дл€ одарЄнных детей в ≈катеринбурге №47. „то нам мешает последовать их примеру?

– Ќа каких методиках вы планируете сделать акцент?

– Ќе так давно, разговарива€ с психологом детского сада, € услышала, что молодой специалист организует зан€ти€ с детьми по учебникам 70-х годов прошлого века.  ак человек, получивший педагогическое образование ещЄ у педагогов советской школы, соглашусь, что оно было основательным и фундаментальным. ћы больше научены работать по формированию академических навыков. ј если у нас ребЄнок неговор€щий, что часто бывает у особых детей, или только начинает говорить?  ак ему сообщить взрослым о своих потребност€х: попить сок, посмотреть мультик, пойти гул€ть. ¬ таких ситуаци€х часто возникает нежелательное поведение – крик, падани€ на пол. ј как по-другому привлечь к себе внимание, если ты не можешь сказать? ѕедагоги и окружающие в целом это чаще воспринимают это как неадекватность, про€вление диагноза. ќснователь прикладного анализа поведени€ ‘редерик —киннер ещЄ в прошлом веке писал, как учить ребЄнка альтернативной коммуникации. Ќо нам тогда эта литература была не очень доступна. “еперь важно показать педагогам на хороших примерах, что функции нежелательного поведени€ – это избегание сложных требований, желание что-то получить, привлечь к себе внимание или дефицит сенсорных ощущений. ј следующий шаг объ€снить, как действовать так, чтобы не закрепл€ть нежелательное поведение, которым ребЄнок добиваетс€ своего, а показать ему альтернативные методы. Ќапример, выражать свои желани€ с помощью жестов или специальных карточек с картинками, использовать коммуникативный планшет. ≈сли ребенку трудно говорить, то за него может сказать гаджет. ѕоэтому на семинарах мы в первую очередь будем общатьс€ на эту тему.

– ¬ среде педагогов распространено мнение, что особым дет€м в коррекционных детских садах и школах лучше, там больше возможностей дл€ обучени€. ѕочему же родители стрем€тс€ устроить детей с инвалидностью в обычные учебные заведени€, где им будет гораздо сложнее?

– ƒа, така€ позици€ есть. Ќадо отдать должное коррекционной системе обучени€: там много отличных специалистов, которые умеют работать с особыми детьми. Ќо дл€ нас, родителей, важнее социализаци€ детей в обществе, в котором они будут жить. Ќаучитьс€ взаимодействию с обычными детьми будет гораздо сложнее, если этот момент упустить. ћы должны думать о будущем наших детей.

ѕосмотрите, взрослые люди живут с онкологией, диабетом и всеми силами стараютс€ адаптироватьс€. ѕочему же к дет€м отношение такое, что они должны быть где-то отдельно? »звестный российский эксперт в области инклюзивного образовани€, один из авторов модели «¬ключи мен€» в ћоскве ≈катерина ћень приводила пример финской школы, котора€ считаетс€ лучшей в мире. “ам нет барьеров вообще: туда привод€т любого ребЄнка, в кол€ске, на каталке, с капельницей – просто потому что пришло врем€ идти в школу. ƒл€ таких детей выбирают образовательный маршрут, оказывают поддержку. —ейчас программа «¬ключи мен€» в –оссии, разработанна€ «÷ентром проблем аутизма», учит педагогов и родителей по всей стране, как это сделать – дл€ любых детей – с синдромом ƒауна, ƒ÷ѕ, ранним детским аутизмом. Ќа эту модель сейчас огромный родительский спрос, и она тиражируетс€ в другие регионы.

√лавное – обеспечить качество жизни наших детей. ’очетс€, что окружающие видели, что перед ними прежде всего ребЄнок, а не диагноз.

–  ак родители обычных детей реагируют на то, что в их классе или группе по€витс€ особый ребЄнок?

– –одители, которых не касалась эта проблема лично, воспринимают инклюзивное образование как головную боль. »х волнуют вопросы – «Ќе помешает ли особый ребЄнок моему ребенку учитьс€, не будет ли это отвлекать учител€, не усвоит ли мой ребЄнок какие-то формы нежелательного поведени€, встречающиес€ у особых детей?».

  счастью, мы начинаем инклюзивное образование не с нул€. ≈сть положительный опыт общени€ как дл€ особых, так и обычных детей. ќдин из авторов самой успешной в –оссии программы «¬ключи мен€» яна «олотовицка€ отмечает, что обычные дети, в классе которых учитс€ особый ребенок, стали выдавать лучшие результаты. ѕредставьте ситуацию, ребЄнок успешно училс€ в классе дл€ одарЄнных детей, но в вузе столкнулс€ с тем, что он не в р€дах лучших. Ёто стрессова€ ситуаци€ дл€ молодого человека. Ўкольники, которые учились вместе с особыми детьми, более отчЄтливо понимают, что у людей разные возможности и нужно учитьс€ находить во всем положительные стороны. “о есть формируетс€ классное качество – умение работать в команде. Ёто залог успеха любого взрослого человека. Ќужно только пригл€детьс€ к окружающим, тот же особый ребЄнок может оказатьс€ находкой при выполнении какой-то рутинной работы. ћы знаем, что самые успешные люди, если посмотреть на политиков, бизнесменов, умеют выступать на публике, убеждать, привлекать к своему делу других людей, нести ответственность. ” детей, которые учились в классе с особыми детьми, эти качества формируютс€ быстрее.

ƒл€ нас это важный момент, потому что в будущем поможет трудоустройству инвалидов. —егодн€ показатели очень низкие, несмотр€ на существующие квоты. ћы общались с работодател€ми, и они сказали, что у них есть внутренний страх – им непон€тно, как поведЄт себ€ человек с синдромом ƒауна или аутизмом, нужно ли дл€ него создавать какие-то специальные услови€ и так далее. ¬ —Ўј нам показывали прекрасный пример трудоустройства человека с синдром ƒауна. ” него заметили интерес к камн€м и предложили работу в местном музее минералов. ќн выполн€л посредственные функции – раскладывал камни по коробкам, но делал это очень ответственно и четко. ќт этого выиграли все – один получил работу, а другие – надЄжного работника.

¬ –оссии это перспектива ближайших 10-20 лет, но мен€ть отношение к инвалидам нужно уже сейчас. ¬едь сегодн€ люди с таким диагнозом во всем мире выполн€ют самую разную работу: великолепно готов€т и делают уборку, ухаживают за пожилыми людьми и малышами, ведут зан€ти€ по фитнесу и делают маникюр. »х отличает хорошее настроение, и с таким человеком р€дом всегда комфортно.

– ћожно подготовить педагогов, родителей, но как избежать детской жестокости по отношении к ребЄнку, который не как все?

– ќчень многое зависит от родителей, от педагогов. ќни ведь могут создать у детей правильный настрой, обратить внимание на сильные стороны особого ребЄнка, например, сказать: «Ёто ЋЄва, он пока мало говорит, но здорово катаетс€ на горных лыжах и очень добрый». » дети будут относитьс€ к нему с симпатией. ћожно устроить «”рок доброты» и помогать тому же ЋЄве нарисовать крыль€ у самолЄта, научить новым приемам игры в м€ч. ћы наблюдали за такими ситуаци€ми и видели, что дет€м интересно – они с удовольствием помогают другим, а особый ребЄнок не чувствует себ€ изгоем.

–  ак выстраиваетс€ работа с родител€ми особых детей?

– ”знать, что у ребЄнка синдром ƒауна или аутизм, – это всегда большой стресс дл€ семьи. ѕрин€ть ребЄнка с диагнозом, работать на результат сможет не каждый, это требует серьЄзных моральных и физических сил, немалых материальных вложений. ќчень важно, чтобы родители, которые справились со стрессом и научились жить заново, помогли тем, кто по объективным причинам «завис». ѕоэтому мы делимс€ опытом, как работать со своим ребЄнком, как сохран€ть силу духа, когда трудно, как вести себ€ в сложных ситуаци€х, которых бывает немало. јктивна€ позици€ родителей особого ребЄнка – единственный путь выживани€. ѕотому что, как только ты «завис», начинаетс€ глубокое погружение в горе, отдаление от друзей, общени€ в обществе. Ќе все родители вер€т, что инклюзи€ будет создана в „ел€бинске, за этим стоит горький опыт, после которого опускаютс€ руки. Ќо успешный опыт других регионов даЄт надежду.

–  ак стать участником проекта «»нклюзи€ без границ»?

–  руг участников уже сформирован. Ёто специалисты ёжно-”ральского госуниверситета, ёжно-”ральского гуманитарно-педагогического университета, независимые эксперты по прикладному анализу поведени€, около 500 родителей и педагогов из конкретных детских садов и школ „ел€бинска. ≈динственное исключение мы готовы сделать дл€ тех родителей и специалистов, которые хотели бы стать участниками фильма о плюсах и минусах инклюзии. ќн будет сниматьс€ летом. ѕоэтому за€вки от желающих мы принимаем до 1 июн€ по электронной почте Ќаписать письмо. — общественным проектом сложно охватить всех желающих. » без поддержки администрации „ел€бинска, котора€ выделила грант на реализацию проекта, нам было бы ещЄ сложнее. —ейчас важно создать прецедент. ≈сли всЄ пойдет, как мы планировали, тогда можно будет предлагать наш опыт дальше по области. —ама€ сложна€ работа еще впереди, но мы надеемс€, что она даст результат, который жизненно необходим нашим дет€м.

ѕо данным министерства образовани€ и науки „ел€бинской области, в регионе разными формами обучени€ охвачены 41 250 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможност€ми здоровь€.