Ќаша собеседница согласилась откровенно говорить только на услови€х анонимности
Ќаша собеседница согласилась откровенно говорить только на услови€х анонимности

–одители стали меньше общатьс€ с детьми. ќт этого у малышей растЄт агресси€, они станов€тс€ непослушными, не могут ни с кем найти общий €зык. ¬ садике с ними сложно совладать. »х поведение — причина ежедневных ссор и драк. “ак считает воспитатель чел€бинского детсада, согласивша€с€ дать 74.ru анонимное интервью. ќна не стала лукавить и признала, что в случае с неуправл€емыми детьми очень сложно себ€ сдержать. ќдни еЄ коллеги повышают голос, а другие и вовсе готовы подн€ть руку. „то делать, если ребЄнок жалуетс€ на воспитател€, поможет ли в конфликтных ситуаци€х диктофон, стоит ли учить давать сдачу другим дет€м и как начать ладить с ребЄнком — воспитатель с большим стажем поделилась своим мнением.

Ќехватка общени€ дома — причина проблем в садике

— —егодн€шние дети очень агрессивны. ќни всЄ больше тер€ют чувство сострадани€, сопереживани€ к ближним, чувство ответственности за чью-то жизнь — тех же самых животных. ј всЄ это от чего? ќт того, что дети стали меньше общатьс€… с родител€ми. ѕо ним хорошо видно, кто много проводит времени с мамой и папой, а кто — мало.

≈сли мальчик мало общаетс€ с папой, он про€вл€ет агрессию к своим сверстникам. ќн не умеет с ними контактировать — просто не знает, как это делать. ≈сли мама удел€ет мало времени мальчику, он становитс€ неласковый, грубый, сердитый, напыщенный.

” девочек мама вообще играет ведущую роль в жизни. ≈сли девочке не хватает внимани€ мамы, она начинает очень сильно т€нутьс€ к чужим женщинам.   воспитател€м безумно т€нетс€, с девчонками в группе больше общаетс€. ј если папа проводит с ней мало времени, то у девочки происход€т конфликты с мальчиками, она посто€нно на них жалуетс€.

» наоборот, чем больше дети общаютс€ с родител€ми, тем больше они чувствуют себ€ нужными.

Ќе зр€ мы просим приносить в садик поделки. Ќам не важно, как они будут сделаны. –аботы могут быть простенькие, это же не конкурс талантов. √лавное, чтобы они были сделаны совместно, чтобы был контакт между родителем и ребЄнком. ѕо ночам мастерить в одиночку, когда сын или дочка уже уснули, не нужно — тер€етс€ весь смысл.

¬ садике часто прос€т сделать дома поделки, но большинство родителей эти просьбы игнорируют
¬ садике часто прос€т сделать дома поделки, но большинство родителей эти просьбы игнорируют

ћожно ли на детей кричать?

— ≈сть такие родители, которые привод€т ребЄнка в детский сад и говор€т: «¬ы же воспитатели, вы и воспитывайте». —упер! ƒаже на моей практике такое было, один отец об этом за€вил. я возразила, а он восприн€л это в штыки. ƒошЄл с жалобой до заведующей и комитета по делам образовани€. ¬ итоге посчитали, что € виновата в конфликте, оскорбила родител€.

Ќо € всегда стараюсь объ€снить, что не воспитатель виноват в плохом поведении ребЄнка. ƒети ещЄ маленькие, чтобы выбирать какой-то свой путь. ќни копируют поведение родителей. ≈сли в семье прин€то, что папа маму шпигует, значит, и сын думает, что девочек можно бить. ≈сли девочка видит, что мама папу ни во что не ставит, то у неЄ такое же мировоззрение развиваетс€.

  сожалению, непослушных детей много, это, наверное, бич всех воспитателей. ¬ основном это мальчики.

» самое сложное здесь — сдержать себ€, не наругать ребЄнка и не накричать на него. Ќо все мы люди, все нежелезные. ≈сть те, кто всЄ-таки даЄт волю эмоци€м. ” нас был в садике такой конфликт, мальчик говорил маме, что воспитатель его бьЄт.

“€жело себ€ сдерживать тем воспитател€м, которые уже в возрасте. ќни уже уставшие, выгоревшие. я их понимаю, но не оправдываю. Ќадо старатьс€ искать к таким дет€м индивидуальный подход, несмотр€ на то, что в группе их 20 с лишним человек. »з них 15 детей теб€ слышат, а п€ть — нет. ѕ€ти-то дет€м можно уделить больше внимани€. » не в плане, что нужно им посто€нно говорить: «стой», «сиди», «не делай этого». ј искать подход через похвалу, одобрение, ласку. ¬едь почему они неуправл€емые? ѕотому что дома им либо разрешают делать всЄ, что хочетс€, лишь бы родителей не трогали, либо маме с папой в принципе некогда с ними общатьс€.

≈сли на детей посто€нно кричать, они перестанут слышать замечани€
≈сли на детей посто€нно кричать, они перестанут слышать замечани€

” мен€ самой в детстве воспитатели были строгие, € даже по попе от них получала, потому что непослушной была. » мне казалось, что это образ большинства работников детских садов.  огда € только начала работать, было очень т€жело с такими представлени€ми. я и ругалась на детей, и даже кричала, но они мен€ не слышали, и всЄ тут. “огда мо€ бабушка спросила мен€: «ј ты играешь с ними»? я говорю: «Ќет, а воспитатель ещЄ и играть с ними должен»? Ќо попробовала.

я стала бегать с ними в догон€лки, играть в пр€тки, настольные игры. » постепенно из чужой тЄти € превратилась дл€ них в друга и даже приобрела свой образ.

≈сли раньше дети рисовали вторую нашу воспитательницу в центре, себ€ р€дом, а мен€ где-то в стороне. “о сейчас они рисуют нас р€дом и себ€ вокруг.

Ќаказани€ и стульчик дл€ провинившихс€

— ƒетей наказывать нельз€, даже говорить им, что они наказаны нельз€ — они начинают закрыватьс€. Ћучше постаратьс€ вы€снить, что стало причиной плохого поведени€ и ссоры между детьми. Ќадо поговорить с ними, чтобы справедливо рассудить, кто прав, а кто виноват. я сама пытаюсь приучить их к справедливости. ¬едь может вы€снитьс€, что один мальчик ударил другого случайно, а тот, не разобравшись, дал ему сдачи.

≈сли ребЄнок просто беситс€, надо его успокоить.  ричать бесполезно, лучше посадить на стульчик. ѕомните, в нашем детстве тоже такие были. Ќо мы на них сидели как наказанные, в углу. ѕри этом ничего нельз€ было делать. —егодн€ этот стульчик эволюционировал. “еперь на нЄм сид€т р€дом с воспитателем и рисуют. ¬ыплЄскивают все эмоции на бумагу. ƒети в этот момент не знают, что они наказаны. ј почему они сид€т рисуют? ј потому что слишком баловались и сейчас надо немного отдохнуть.

≈сли видишь, что ребЄнок сидит пакостит в углу или обижает других детей, лучше всего его отвлечь, дать какие-то задани€: что-то принести воспитателю или в чЄм-то ему помочь. » со временем дети успокаиваютс€.

ј что на сдачу?

— Ќемного неправильно учить ребЄнка давать сдачи. Ќадо объ€сн€ть ему, что сдача нужна только тогда, когда обидели намеренно. ѕлохо быть бесхребетным, надо уметь посто€ть за себ€. Ќо, если кто-то неча€нно задел, распускать руки нельз€. Ёто об€зательно нужно проговаривать.

Ѕывают в группе мальчишки, которые посто€нно дерутс€. » если дл€ родителей это норма, то даже воспитатель тут ничего не сможет сделать. ¬ таких случа€х надо советовать своим дет€м просто держатьс€ от них подальше.

ѕочему дети бьют других детей? ѕотому что им некуда выплеснуть свою агрессию. Ќадо найти ей выход в чЄм-то другом: отдать в музыкальную школу, на танцы, в рисование. „ем-то зан€ть ребЄнка, главное, не пускать на самотЄк. »наче из таких детей потом вырастают домашние тираны.

ћоделировать поведение можно до дес€ти лет. ≈сли избавить ребЄнка от агрессии до этого возраста, потом не будет сложного подросткового периода.

≈сли ребЄнок жалуетс€ на воспитател€

— ¬ п€ть-шесть лет у детей очень бурна€ фантази€. Ёто во-первых. ј, во-вторых, если их поругали, им становитс€ обидно и хочетс€ как-то отомстить воспитателю. » тогда думают: «ј дай-ка € маме скажу что-нибудь интересное». ” мен€ было такое.

¬оспитатель не отрицает, что в садике могут быть и крики, и шлепки. Ќо не всегда ребЄнок говорит так, как было 
¬оспитатель не отрицает, что в садике могут быть и крики, и шлепки. Ќо не всегда ребЄнок говорит так, как было 

’одил ко мне в группу непослушный ребЄнок, рос без отца, воспитывали мама с бабушкой. ќднажды в сончас он стал снимать с себ€ трусы и прыгать по всей спальне. ћы его вывели в раздевалку, дали одежду и сказали, что будет сидеть там до тех пор, пока не извинитс€. «а мальчиком пришла мама. ќн ей сказал, что € его ударила, сказала закрыть рот, обозвала собакой. ћама устроила разборки.

я ему говорю:

“ы хоть раз от мен€ такие слова слышал?

— Ќет.

ј почему тогда так говоришь?

— ј вы мен€ из спальни вывели.

ј за что?

ћолчит. я рассказала маме, что случилось. “ут уже она сама извинилась.

ј бывает так, что некоторые рассказывают случаи из жизни садика, а родители их неправильно понимают. ƒопустим, у нас посто€нно все бегают, бес€тс€.  то-то кого-то толкнул, ударил. “ы видишь, что ребЄнок летит, сейчас упадет, и первое, что приходит в голову — схватить, не важно за что, лишь бы не стукнулс€.

„ерез это € тоже проходила несколько раз. –одители приходили с наездами. я объ€сн€ла, и все относились с пониманием.

Ќо в любом случае, если ребЄнок говорит, что воспитатель его бьЄт, надо реагировать. ћожет, это действительно так. Ќельз€ говорить ребЄнку: «ƒа ты обманываешь», он закроетс€ и дальше не будет родител€м ничего рассказывать. ¬сЄ надо провер€ть.

≈сть ли в садике место секретам?

Ќекоторые воспитатели говор€т дет€м:

— ¬сЄ, что происходит в садике, — это секрет. Ќе надо родител€м знать, что у нас происходит. ¬сЄ, что им надо, мы расскажем сами.

я считаю, что секретов быть не должно, если только речь не идЄт о каких-то сюрпризах к праздникам. “огда да, лучше не показывать танец и не читать стихотворение дома.

–одители люб€т оставл€ть в садике свои диктофоны, камеры. ≈сли честно, это очень страшно дл€ воспитателей. ¬роде, кажетс€, что такого. “ы же ничего противозаконного не делаешь. ѕросто не всегда какие-то ситуации могут правильно пон€ть.

ћне поначалу приходилось очень много кричать в группе. Ќе на детей из-за того, что они плохие. ј потому что они в принципе тогда не слышали мой голос. Ёто сейчас они быстро реагируют, если € начинаю говорить какую-то условную фразу дл€ привлечени€ внимани€. Ќо чтобы их к этому приучить, приходилось надрывать голос. я домой вечером приходила, у мен€ горло болело.

—ейчас тоже приходитс€ чуть повысить голос дл€ привлечени€ внимани€. Ќо диктофоны могут этого не передать. » естественно, возникнет много вопросов. »з-за того, что ситуацию не видно, может быть неправильна€ трактовка.

Ѕыл такой случай.  то-то из родителей сн€л на телефон в дверную щель, как воспитатель садит ребЄнка за стол и даЄт ему кружку кефира. якобы заставл€ет пить.  ак потом вы€снилось, она еЄ не заставл€ла. ѕросто у ребЄнка была истерика. ¬оспитатель еЄ умыла, привела за стол, посадила, пододвинула еду и дала ей кружку. ƒа, это было сделано резко. Ќо никакого вреда девочке она не причинила.

¬ каждой группе сво€ атмосфера, и даже нам не всегда известно, что происходит за закрытыми двер€ми. ѕоэтому удел€йте внимание дет€м и чаще общайтесь с ними, чтобы ничего не упустить в их воспитании.