Режиссер: Иван Дыховичный
В ролях: Екатерина Волкова, Ольга Дыховичная, Игорь Миркурбанов, Андрей Батуханов, Александр Решетняк и другие
Кинотеатр имени Пушкина 15:30, 18:45, 20:30
Dum spiro spero – гласит латинская мудрость, и есть в ней что-то от философии Ивана Дыховичного. Дыхание – жизнь, жизнь – это череда вдохов и выдохов. Прерывистых, ровных, возбужденных. Новый фильм арт-хаусного режиссера «Вдох-выдох» снят в ритме дыхания одиночества и любви. Здесь гипертрофированная простота переплетается с философичностью; мелодрама стихийных чувств разыгрывается с дотошностью шахматной партии, где учащенное дыхание страсти сменяется статичным напряжением психоанализа.
«Этот фильм появился неожиданно, – рассказывает Иван Дыховичный. – Я давно уже ничего не снимал, потому что трудно найти продюсера на некассовые вещи. И вдруг я совершенно случайно знакомлюсь с молодым человеком – Никитой Клебановым, который, как оказалось, видел все мои фильмы и вообще пристально следит за моим творчеством. Он предложил мне снять кино на его деньги. Прямо так и сказал: «Сколько тебе надо, чтобы снять хороший фильм? Миллион? Я дам тебе миллион, только сними, пожалуйста, хорошее кино, душевное». Для меня это было как глоток свежего воздуха».
Бюджет «Вдоха-выдоха», конечно, намного меньше. Хорошее, душевное кино не требует затрат на дорогостоящие спецэффекты, основывается, в основном, на актерской игре, психологизме сценария и качественной операторской работе. Резкое начало картины с живописным падением автомобиля в болото, столь же эффектная «подводная» звукорежиссура – это вдох и остановка дыхания. Следующая сцена знакомства с главным героем в кабинете у психоаналитика, такой неуместно-западный прием, если бы не отчетливое сюрреалистичное сходство самого аналитика с персонажами Виктора Сухорукова – это выдох и долгая под него рефлексия.
Жизнь человеческая проходит в таком же ритме: яркие вспышки воспоминаний о прошлом, об ушедшей любви – вдох – сменяются законсервированным настоящим с поблекшими чувствами в остынувшем сердце – выдох. И так бесконечно. Вдох – выдох – вдох – выдох. И неожиданный конец истории. Истории мужчины и женщины, потерявших свою настоящую любовь. Постепенно, обретая все больший символизм, их жизни переплетаются так, что становится неважно, у каждого из них своя судьба или она у них общая.
«Мне хотелось пригласить на роли главных героев артистов, не примелькавшихся в глазах зрителя, – говорит Иван Дыховичный. – Я не против известных актеров, я просто считаю, что зритель должен быть свободным от стереотипов, должен воспринимать героев как обыкновенных людей, должен верить им, а не сравнивать эту работу с работой актера в другом фильме. В этом плане Катя Волкова стала просто находкой для меня. Она актриса очень тонко чувствующая роль, очень психологичная, если так можно сказать. В ней есть ранимость, душевный надлом, рефлексия. Я давно мечтал предложить ей работу в своем фильме».
Психологизма и рефлексии в фильме достаточно. Однако они не нагружают картину, не давят на зрителя, дают ему дышать. Режиссура и камера здесь не усугубляют сценарные умствования, а дают возможность с ними сосуществовать, иронизировать над ними и находить ценность в непосредственных ощущениях от художественного произведения.
Критики уже назвали этот фильм паззлом из человеческих отношений. Это игра, которая неизбежно будит любопытство, заставляет заглядывать внутрь себя, смотреть на свою жизнь с позиции «неужели у других так же?». Возможно, это и есть главный вопрос зрителя к режиссеру. И ответ надо искать не столько в драме влюбленных и в их рассказах, которые не кажутся правдой, сколько в той странной и запутанной реальности, ведущей в глубины нашей души.