ЦДС 19:00
Что ни говори, «Чиж» поет очень душевные песни. Помню, без песен «О любви», «Сен-Симилья», «Ок» не обходилась ни одна моя пьянка. Аккорды этих песен подбирались сами собой, а слова прочно держались в памяти туманного сознания. Помню, именно с «Чижа» началась мода на пацифистскую символику, а сам образ Сергея Чигракова с длинными волосами и в мятой футболке прочно ассоциировался с разгильдяйством (вы поняли синоним), марихуаной, вином (кто помнит портвейн) и… (чего-то не хватает… да, точно…) и сексом…
История Сергея Чигракова, лидера «Чижа», началась с участия в команде «Группа Продленного Дня» в родном городе Дзержинске. Позже Сергей перебирается в группу с одноименным названием уже в Харькове, после раскола которой становится участником группы «Разные люди». Именно в «Разных людях» Сергей уделяет большое внимание собственному творчеству, благодаря чему выходит альбом «Буги-Харьков», состоящий полностью из его песен. Кстати, именно в него вошли ставшие потом популярными песни «Ассоль» и «Хочу чаю». В 1993 Чиграков переезжает в Санкт-Петербург и в тандеме с местными музыкантами записывает альбом «Чиж», который можно считать отправной точкой рождения одноименного коллектива с приставкой «&Co», постоянный состав которого сформировался к 1994 году. Ну да ладно… Биография – скучная штука, если не рассказывать, кто сколько выпил, чей телевизор выкинули из окна и кому набили морду.
При всем уважении к «Чижу» я всегда удивлялся, когда Чигракова называли блюзменом. Имело место в музыкальной критике даже такое страшное часто употребляемое словосочетание как «русский блюз» (страшнее только «китайский джаз»), ярким представителем которого и считался Сергей. На мой взгляд, причиной тому было вовсе не поразительное сходство с Би Би Кингом, а истинно русское желание находить русский аналог любому американскому культовому явлению. Никого не смущало, что к этому времени существовал коллектив Crossroads с Вороновым, творчество которых намного больше походило на блюз. Но, черт возьми, Воронов же не пел так душевно «На поле танки грохотали», и не затрагивал таких животрепещущих тем, как бесконечные скитания бродячего советского рокера.
Лично мне Чиграков всячески симпатичен. Да, мне не нравится, когда давно завоевавшие популярность песни переиздаются в новых альбомах, чтобы добить количество до обязательного десятка вещей в пластинке. Мне не нравятся его фольклорные изыскания, попытки быть близким к народу, а также то, что из его новых песен мне абсолютно нечего спеть пьяным друзьям. В то же время я ему безумно благодарен за прочную (и вполне достойную) ассоциацию его творчества с замечательным периодом студенчества, лентяйства и пьянства… За то, что услышав его песни, я захотел взять в руки гитару и быть хоть чем-то похожим именно на него, а не на Богдана Титомира.
Кто знает… Может, уже на этом концерте Сергей объявит о последнем туре и роспуске группы, и, как всегда, будет забывать слова песен. А может, просто скажет «Ребята, а я тут написал новую вещь… Все только начинается…»