Тимур Brazil Абдуллаев занимается граффити почти 10 лет. Современное уличное искусство – неотъемлемая часть его жизни. В компьютере – фотографии собственных работ и рисунков друзей, на рабочем столе – эскизы будущих граффити, а в голове – свежие идеи по продвижению культуры граффити в родном городе. Секретами этого искусства, а также своими масштабными проектами Тимур поделился с корреспондентом MyChel.ru.
– Как ты стал заниматься граффити?
– Вообще, интерес к рисованию был всегда, постоянно на уроках и парах рисовал эскизы какие-нибудь, потом на стенки перешел: сначала кисточками рисовал, потом баллонами, теперь профессиональными баллонами пользуюсь. Родился я в Челябинске, но детство прошло в Бразилии, где родители работали по контракту. Рядом со мной жил русский парень, который знал всю эту хип-хоп культуру. В 14 лет я этим увлекся и начал рисовать. Рисовал два года, потом у родителей контракт закончился, и в 2001 году мы приехали в Челябинск. Здесь я и создал свою команду.
– Расскажи о ней.
– Нынешняя команда – это Bschool. В нее входят два человека: я и Светлый (Антон). Мы рисуем вместе с FK-174. Наша команда считается самой старой в городе, ведь она существует с 1999 года. Раньше мы вместе с GhettoBlasta рисовали, с центром хип-хоп культуры, теперь вот независимо. Рисуем в свободное время, после работы, в выходные. Ну, бывает, если вечером начинаешь, то только ночью заканчиваешь рисунок. Ночью остаешься только на тех заказах, которые надо поскорее выполнить. Всегда, когда заказывают граффити, обычно торопятся, и надо все сделать быстро и круто, порой и не высыпаешься.
– То есть для тебя это сейчас как хобби? Думал о том, что когда-нибудь это станет твоей основной деятельностью?
– Когда-то это уже было основной деятельностью, но в 2004-2006 годах я переключился на другое. Сейчас вот опять активизировался. Ну пока все неплохо складывается, рисование даже больше денег приносит, чем основная работа.
– Каким образом?
– Часто заказывают оформить какое-либо помещение или здание. Но я сразу ставлю условие, что рисую без эскизов абсолютно, прошу доверяться моему вкусу, показываю свою коллекцию фотографий. Берем совсем немного, даже дешевим в этом плане, потому что на нам, по сути, деньги-то и не нужны. Пару челябинских магазинов в этом году уже сделали, в Копейске еще один. Сейчас вот магазин хип-хоп одежды «Метро» будем оформлять. Еще скоро «L–радио» устраивает open-air недалеко от Сугояка, так они тоже интересуются нашими работами.
Сейчас популярно загородные дома граффити расписывать, правда, пока только заявки поступали, до дела так ни разу и не дошло. Мало пока кто еще на это готов. Обычно нравится молодежи, а взрослые скорее из уважения говорят, что красиво. Хотя мои родители, я считаю, уникальные, им вообще сразу понравилось, когда я начал рисовать: ходили и фотографировали всегда, радовались.
– А сам дома у себя разрисовываешь стены, например?
– Да, вот ремонтик делаю дома. Правда, я год дома не был, самостоятельность испытывал. И вот там, где я жил, вообще все раскрасил. Там все стены старые были, старая десятиэтажка 1970-х годов. Потом брат мой переехал, все обоями заклеил.
– Не понравилось?
– Нет, почему, понравилось, просто ведь домашний уют какой-то должен быть. Вот балкон у меня весь расписан: я на нем тренировался, линии делал, но конкретного рисунка там нет. Только цветочки на холодильнике. Просто чуть-чуть технику нарабатывал, чтобы выйти на улицу уже красавцем.
– А как у тебя возникают идеи для оформления заказов? Ты осматриваешь место заранее или приходишь и сразу начинаешь рисовать?
– Обычно я все делаю по вдохновению. Но бывает, и продумываю заранее, когда серьезный заказ. Или если деньги нужны, то сам ищу заказчиков, придумываю какие-то варианты, показываю, предлагаю. Хорошо, что сейчас компьютер есть, на нем проще эскизы делать.
– Как ты считаешь, человек, который совсем не умеет рисовать, может научиться искусству граффити?
– Ну да. Если ты совсем не умеешь рисовать, то можешь научиться рисовать именно граффити. Шрифты, все эти загогулины – так же псевдонимы на самом деле пишутся, просто они такие заветвленные получаются, и каждый граффитчик в своем стиле их делает. Вот этому можно научиться. То есть если в течение пяти лет упорно прорабатывать один и тот же шрифт, он будет все идеальней и идеальней выходить. А лица и персонажей уже надо уметь рисовать, тут талант и знания какие-то должны быть.
– У тебя есть любимые образы, которые ты чаще всего рисуешь?
– Да, есть. Я люблю рисовать wild style, то есть «дикий стиль». Получается это 2D, плоские такие рисунки. Сейчас думаю, что надо начинать 3D делать, чтобы привлекательней смотрелось. Вот на компьютере пока прорабатываю, скоро пойду рисовать.
– Опасно рисовать граффити?
– Вообще-то нет, обычно окружающие положительно к этому относятся. К тому же мы к выбору места подходим основательно. Например, вот была стенка полностью в объявлениях старых, какого-то 1990 года, все они были друг на друга наклеены – очень некрасиво выглядело. Мы взяли и все отодрали, погрунтовали, покрасили. В этом случае люди довольны остаются. Бывает и отрицательная реакция, особенно если какой-нибудь свидетель Иегова пройдет или из какой-то секты. Он начинает говорить, что в нас вселился дьявол и прочую ерунду.
Я лично против порчи, даже не хожу просто так по городу не расписываюсь. Я не отношусь к тем малолеткам, которые все подряд портят своими подписями. У меня есть свой сайт, и представь, я где-нибудь нарисую, сразу же могут найти меня через этот сайт какие-нибудь частные предприниматели. Раньше было, конечно, такое явление, как вандализм, вон ребята до сих пор на поездах рисуют, а я этого не делаю.
Вообще граффити-культура разделяется на три части. Это бомбинг, когда просто «бомбят» простеньким шрифтом или размечают территорию, где ходят или гуляют. Есть райтеры, «писатели» в переводе, именно художники, которые рисуют, я вот себя к ним и отношу. А есть еще те бомберы, которые только по поездам ходят и на них рисуют. Такая вот своеобразная романтика: нарисовал на поезде, а он уехал в другой город, потом как-нибудь приедет уже с новым рисунком. Это, конечно, и опаснее – частная собственность все-таки. Правда, у нас в Челябинске еще ни одного такого граффитчика не поймали.
– Граффити – дорогостоящее увлечение?
– Не для бедных точно. Если хочешь начать рисовать, то только на свои средства это делаешь. Нам сейчас проще, потому что после заказов часто краска остается. А чтобы в баллончике хорошая краска была, такая глянцевая, чтобы рисунок прямо как наклеечка выглядел – это 200 рублей за баллончик надо выложить. На средний кусок (рисунок) уходит около пяти баллончиков, то есть 1000 рублей.
– Уверена, что у тебя много планов и проектов, которые хотелось бы реализовать.
– Да, сейчас BSchool совместно с FK-174 планирует устроить граффити-JAM независимо от каких-либо политических сил. Ведь на всех фестивалях граффити, например, которые «Электро» устраивают, по сути, тупо нанимаются художники. Они рисуют разные цветочки, веселые темы, а граффити не всегда веселое, оно может вообще без персонажей быть. Кто что хочет, тот то и рисует, у каждого свой стиль может быть. Вот мы и хотим сделать этот джем, чтобы правильно оценить достоинства Челябинска именно в плане граффити. Поэтому сейчас занимаемся поиском спонсоров.
Был уже проект, вроде «Краски города» назывался, когда десятиэтажку хотели граффити разукрасить. В других городах он был направлен на граффитчиков, а у нас какую-то художницу выбрали, и то здание будут оформлять альпинисты. Мы же собственными силами уже нашли спонсоров, будем делать проекты, как в Европе. Нам это даже по карману самим сделать. Потому что если мы как вольные художники придем в администрацию, попросим, никто же не разрешит. А когда в этом будет предпринимательский интерес, тогда, может, и разрешат. Также хотим создать независимую Ассоциацию граффити, в которую войдут самые лучшие художники.
Тогда все основные заказы будут через нас проходить, структура уже сможет какие-то деньги зарабатывать. Но в первую очередь это направлено на общественность, а не на зарабатывание денег. Даже на своем сайте я размещаю всех граффитчиков: и тех, кто плохо рисует, и кто нормально просто для того, чтобы все друг друга знали и могли общаться. Вот такие наши планы.
– А много в Челябинске талантливых граффитчиков?
– Ну где-то пять человек есть. А так 25-30 тех, кто нормально рисует. Но я вот сам себя не считаю талантливым, я очень самокритичен на этот счет. Но вроде говорят, что у меня тоже неплохо получается: все-таки уже почти 10 лет рисую.
– Что для тебя значит граффити?
– Для меня это не просто хобби, это видение мира. Я по профессии дизайнер, работаю в газете, а все остальное, что я делаю, связано с граффити. Иногда работа губит творчество, но в граффити я могу выложиться по полной.
– Между граффитчиками существует конкуренция, вражда?
– Среди тех, кто помладше, есть конфликты. Они выпендриваются друг перед другом, у кого лучше получается. А те, кто уже на высоте, даже в Челябинске, только дружат. Правда, времени не хватает, чтобы собираться всем вместе и рисовать. Для этого-то и нужен джем, когда все придут, уже будет приготовлена краска. Поэтому между художниками постарше только взаимоуважение и дружеская поддержка.
– Граффити тесно связано с хип-хоп культурой. Проявляешь ли ты себя как-то в других ее сферах?
– Конечно, всячески поддерживаем хип-хоп культуру. Да и основная музыка, которую я слушаю – это рэп. Вот Светлый вообще хорошо брэйк-денс танцует.
– У тебя есть самый любимый рисунок среди всех, что ты создал?
– Ну самый, самый любимый… Не знаю даже, сложно сказать, я их все люблю. (Улыбается.) Мне очень понравилось на трамваях рисовать на фестивале граффити. Но опять же много ограничений ставили, например, злых людей нельзя рисовать, а мы вот как раз с Маркером хотели таких изобразить. Поэтому просто пришлось самих себя нарисовать, пару шрифтов – и город наш. Очень круто, когда твоя граффитулька по городу разъезжает, все звонят, поздравляют. Сейчас, правда, их все уже закрасили.
– В Международных фестивалях граффити участвовал?
– Нет, хотя меня приглашали принять участие, но из-за работы не смог уехать. Так, по идее, не стремлюсь к этому. Лучше свой город продвигать и украшать, чем где-то в другом месте рисовать.
– А что будешь делать, если не останется подходящих стен?
– Такого не может быть. Не знаю… Буду дома картины рисовать. (Смеется.) Дома часто рисую, на бумажечках каких-то, на компьютере.
– Какие личностные качества помогают достичь успеха в этом деле?
– Для начала нужно не бояться окружающего мнения, стремиться делать то, что ты начал делать. Бывает, многие люди начинают рисовать и не дорисовывают, бросают. Или рисуют пару лет, потом перестают, потому что думают, что у них ничего не получается. Ну еще упорство важно. А так парни все веселые, кто рисует, с чувством юмора.
– Нет проблем в том, чтобы достать все необходимые краски и другие нужные вещи?
– Иногда бывает, когда в магазине, например, в течение месяца нет привоза. Ведь у нас только пара магазинов продает это. Ну в принципе можно через Интернет заказать, если очень надо.
– А есть какой-то образ, рисунок или техника, которые тебе не удалось освоить?
– Да, с реалистикой пока слабовато. Реалистика – это когда рисунок почти как фотография выглядит. Это именно умение распыления, знание цветов, мне пока этого не хватает. Может, мало пробовал. Начинал, но потом перестал, на своем стиле остановился. Могу там что-то в стиле комикса нарисовать, будет также выразительно.
– Какие стили и направления есть в граффити?
– Реалистика, шрифты, кэрэки, то есть персонажи; есть панорамные, 3D-техники. Если ты хочешь все это точно узнать, зайди на любой соответствующий интернет-ресурс, там все подробно расписано. А так я сам теорией не загоняюсь. Зачем она мне, если я сам для себя рисую. Такие теоретические знания по сути и не нужны. Тут важнее сама практика, вот именно держание баллона в руке, распыление, скорость, нажим – за счет этого и вырабатывается четкая линия. Также все поочередно надо делать, а не так, что то линию какую-то нарисовал, то фон залил. Рисунок делается по порядку, начиная с центра каркаса. Потому что если у тебя не хватило времени на большие площади работы, то уже хоть какая-то часть будет сделана, которая будет смотреться прилично. Другими словами, чем больше времени тратишь на граффитульку, тем больше деталей получается точных. Уже проверено временем. Например, ты себе придумал эскиз в голове, набросал его быстро, как в моем случае, и закрасил, сделал там пару приколов внутри шрифта, и все.
Потом уже если что-то еще в голову придет, буду добавлять, усложнять, прорисовывать. Конечно, многие идеи берутся из того, что ты уже видел где-то у других художников, и это нормально. Почему бы нет? Если тебе захотелось сделать так же, и ты это сделал, то только респект тебе. Главное, чтобы эскизы изначально были чисто твоими, а не срисованными. Вот это и считается основным грехом в граффити, когда ты срисовываешь полностью, только чуть-чуть меняешь буковку. Есть граффитчик в Германии – знаменитый Сan2, у нас есть какой-то Саm… Одной буквой только отличается имя, и сразу видно, что эскизик краденый.
– И много таких встречаешь?
– Очень много – 50% всех граффитулек – точно не собственные мысли, где-то есть все равно элементы краденого. А так стили, бывает, повторяются. Вот Батис, например, – такого, как у него, вообще стиля нет, его даже в других городах узнают. У меня такой более «нью-йорк», «бруклин-стиль», чёткие линии.
– А ты свой стиль продумываешь, прорабатываешь или просто рисуешь, а он сам собой формируется?
– Скорее, второе: так получается, что стиль сам по себе складывается, потому что, когда начинаешь задумываться, то ничего не получается.
– Девушек в граффити много?
– Нет, не очень. Вот моя девушка очень сильно хочет научиться, пытается, но пока не получается, потому что я начинаю ее учить, а учу в своем же стиле, а она как художник хочет в своем рисовать. Тут возникают разногласия. Есть еще одна девочка в городе у нас, которая рисует, я, правда, не знаю, как она подписывается. Ну так прикольно у нее получается. Но у нас вот самые хорошие граффитчики – это парни.
– Что можешь посоветовать тем, кто хочет рисовать или уже рисует граффити?
– Мой совет – поменьше смотреть видео и журналов о граффити. Но на начальной стадии, мне кажется, без этого не обойтись. Просто не пытайтесь прославиться за счет самого эскиза. Все равно, если у тебя очень хороший эскиз, но нет умения, ничего не получится, ты только определишь себя, грубо говоря, как человека, вообще не достойного звания граффера. Лучше делайте свои эскизы, сами придумывайте; просто четко изучите технику. Кстати, можете зайти на наш сайт, www.newart.clan.su и там задать свой вопрос.
Пацаны на нем постоянно появляются, всегда напишут, что и как делать. Даже если мнения расходятся у тех, кто учит, все равно можно послушать, почитать, посмотреть. Не думайте также, что выиграете за счет эскизов. Можно сделать очень простую граффитульку, но качественно выполненную, тогда будет респект и уважуха этому человеку.
В первый год, сразу говорю, ничего не получится. Главное – тренируйтесь у себя во дворе, а не по городу, чтобы не портить имидж тех граффитчиков, кто хорошо рисует. Потому что люди, которые не понимают этого, они же не разбираются, где качественно, а где нет, им все рисунки мешают. Я даже тему на форуме создал о том, что развелось у нас молодых. Мы таких закрашиваем со Светлым. Так что остерегайтесь нас. Если вы плохо нарисовали в хорошем месте, то мы вас точно закрасим. (Улыбается.)