Развлечения Светлана Зайцева, фотограф: «В свадебной съемке удачных фотографий не должно быть в принципе!»

Светлана Зайцева, фотограф: «В свадебной съемке удачных фотографий не должно быть в принципе!»

" src=

Ее будущие родители познакомились в 1958 году в Риге, где она училась, а он получил распределение после окончания Миасского автомеханического техникума. Когда в 1959 году решили строить в районе Миасса оборонное ракетное предприятие, страшно засекреченное по тем временам, их как молодых специалистов пригласили на Урал. Недалеко от Миасса построили Машгородок (типа Академгородка в Новосибирске), где жили в основном те, кого сейчас называют «мозг нации» – талантливые молодые люди: инженеры, конструкторы, которые создавали ракеты подводного базирования. Понятно, что в такой среде фотография как способ технического творчества процветала…

Именно в Машгородке прошло детство известного сегодня в Челябинске свадебного фотографа и организатора первого парада невест Светланы Зайцевой.

Основной профессией моего учителя была фотосъемка пусков ракет с подводных лодок

Почему маленькая Света Зайцева когда-то решила, что будет заниматься именно фотографией? Сколько, кстати, вам было лет, и помните ли вы свой первый фотоаппарат?

– Фотоаппараты тогда были в каждой семье. Фотостудии были в каждой школе и в каждом дворце культуры. Не обошло это увлечение городского масштаба и меня.

Родители подарили мне фотоаппарат на 1 сентября, когда я пошла в первый класс.

Он назывался «Этюд» и стоил тогда семь рублей. Никто не думал, что этот подарок и решит мою судьбу. В те времена не было салонов, где тебе могли проявить пленку или напечатать фотографии. Для того чтобы ею заниматься, необходимо было иметь фотоувеличитель, глянцеватель, бачки для проявки пленки, темную комнату, красный фонарь, химреактивы и прочее. Да и сам процесс создания одной любительской фотографии был довольно трудоемким.

Перво-наперво вы должны в полной темноте, не видя своих рук, зарядить пленку в фотоаппарат или в кассету. После того как пленка отснята, необходимо также в полной темноте зарядить эту пленку в бачок (это такая небольшая баночка с внутренней спиралькой – улиткой, чтобы пленка не слиплась при проявке). Затем необходимо приготовить растворы – проявитель и фиксаж (закрепитель). Причем они должны быть не только правильно приготовлены, но и быть определенной температуры. Если вы удачно все проявили, умудрились не засветить в процессе пленку и высушили ее, можно приступать к печати фотографии. Для чего, в свою очередь, необходимо опять развести растворы в ванночках, вооружиться фотоувеличителем, фотобумагой, красным фонарем, глянцевателем (это сушилка для мокрых снимков) и темной комнатой. Сейчас это, наверное, кажется странным, но тогда было именно так.

А как родители воспринимали ваши «пробы пера»?

" src=

– Хотя мы и жили тогда в трехкомнатной квартире, кстати, по тем временам очень обеспеченно, мои занятия фотографией пробивали в бюджете родителей достаточно большую брешь. Мои первые опыты дома оказались весьма плачевными. Вечерами я оккупировала для печати фотографий ванную комнату (совмещенную), и туда никто не мог попасть. Однажды я нечаянно залила химреактивами мамину белую блузку и две папины рубашки, которые в те времена повального дефицита представляли определенную ценность.

Как получилось, что детское увлечение стало серьезным занятием?

– В те времена существовала система КЮТов. КЮТ – это клуб юных техников. Они существовали при дворцах культуры и при школах. В этих клубах было множество разнообразных студий (тогда это называлось кружки), где школьники могли, разумеется, бесплатно заниматься тем, к чему лежит душа. Напротив нашего дома был кинотеатр «Восток», на первом этаже которого (в том помещении, где сейчас боулинг) и располагался КЮТ нашего оборонного предприятия. Любой мог прийти туда вечером и заниматься тем, что нравится, причем посещать можно было несколько кружков. Я и сейчас помню большое расписание, которое висело на входе.

Фотостудия была почти моей мечтой. Мне было восемь лет, а туда брали почему-то с десяти. Два года ну никак ждать не могла и не хотела. Тогда я, будучи второклассницей, пошла знакомиться. И не к кому-нибудь, а к директору этого самого КЮТа. Для меня это был смелый поступок. (Смеется.) Пожилой дядечка (это сейчас я понимаю, что ему было всего-то лет 40) внимательно меня выслушал, спросил, какой у меня фотоаппарат.

Я с гордостью показала свой «Этюд» (хуже, наверное, в те времена не было). И, конечно, все сработало. Уже на следующей неделе я была полноправным членом фотоклуба. Мне повезло сказочно. Моим учителем оказался прекрасный профессиональный фотограф, фотохудожник, к сожалению, рано ушедший, Борис Васильевич Трегуб. Его основной профессией было, конечно, не преподавание.

В нашем клубе не было профессиональных учителей, ими были те самые инженеры и конструкторы с оборонки. Представляете уровень подачи материала? Основной профессией моего учителя (тогда, естественно, я об этом не знала, все было засекречено) была фотосъемка пусков ракет с подводных лодок. Поэтому, когда вся страна и все школьники России снимали на пленку объединения «Свема» и «Тасма», мы были избалованы спецпленкой в больших бобинах, импортным оборудованием, о котором никто и слыхивал в те времена и которые щедрой рукой отпускало руководство оборонки для воспитания своих детей (читай – потенциальных будущих сотрудников).

В клубе были две огромные комнаты. Одна из них предназначалась для печати фотографий – площадью примерно 60 квадратов, а по периметру стояли фотоувеличители. Их, кажется, было около 12. Но очередь стояла только к двум – это была так и не воплощенная мечта многих фотолюбителей России – польский и страшно дорогой фотоувеличитель «Крокус». Они тогда не продавались. Ну, может, и можно было купить, но это было примерно так же трудно, как, например, купить себе автобус или грузовик.

Если кто не знает – покупка такого транспорта в частные руки в СССР была запрещена законом. И, конечно, я со своим «Этюдом» как-то не вписывалась. Я свирепо завидовала мальчику Саше Серебрякову, которому купили «ФЭД». Но мне досталась «Смена-8М». По тем временам это была самая массовая и недорогая камера, которую выпускало объединение «ЛОМО». Кстати, она впоследствии была занесена в книгу рекордов Гиннесса за массовость, так как этих камер было продано более трех миллионов.

Для многих моих знакомых фотографов именно «Смена» стала путевкой в жизнь. Через год я уже участвовала в городском конкурсе детской фотографии, в котором заняла, кажется, второе или третье место и получила в награду бадминтон.

Я отношусь к тем редким женщинам, которые ходят с мужем на рыбалку круглый год и получают от этого удовольствие

Мир фотографии просто огромен, почему же вы стали именно свадебным фотографом? Что для вас в этом притягательного?

– Вообще, конечно, по многим причинам: потому что свадебная фотография – это богатство жанров. Портрет, репортаж, даже натюрморт – здесь есть все возможности для творчества и самовыражения. К тому же это единственное направление фотографии, имеющее прикладное значение, а следовательно, дающее возможность стабильной работы и стабильного заработка вкупе. И еще: моя профессия предполагает свободу слова, свободу мысли, свободу выбора. Слушая подруг и мужа о том, как сейчас принято вести себя в офисе (это, кажется, называется корпоративная политика), я понимаю, что продержалась бы в организации с момента приема, наверное, дня два. Искусство лжи, доведенное до совершенства ради командной цели, – это не для меня.

" src=

Неужели ничего больше не интересно?

– Еще как интересно! Просто некогда. Вы не поверите, я отношусь к тем редким женщинам, которые ходят с мужем на рыбалку круглый год и получают от этого удовольствие. Правда, иногда он рыбачит, а я брожу по берегам водоема и снимаю всякие там красивости, листочки-цветочки, жучков-паучков.

Вы были на стольких свадьбах! Может, есть пара, которая вам особенно запомнилась?

– Немного не поняла вопроса, запомнилась… чем? Не буду рассказывать об этом по многим соображениям. Люди узнают себя, и, может, им будет неприятно. А я люблю всех своих молодоженов. Я не принадлежу к тем фотографам, которые сдали работу и – до свидания. Со многими парами у меня сохраняются теплые отношения. У многих я уже почти семейный фотограф, так как отсняла не только свадьбу, но и беременность, и юбилей бабушки, и встречу из роддома малыша и так далее.

А как дело с веселыми или курьезными случаями обстоит? Случались ли у вас при съемках какие-то истории? Можете рассказать?

– О, вот это с удовольствием. Случались, конечно. Например, летом для съемки общей фотографии гости вышли на пирс. В результате построений, чтобы всех было видно, а народу было примерно 30 человек, оператор скомандовал – все еще шаг назад! В результате трое парней упали в воду. На другой свадьбе выступала циркачка с удавом. А он возьми и уползи под длинный свадебный стол. Вот визгу-то было! Стол очистился со скоростью света. И очень трогательное зрелище представлял единственный гость, перебравший и заснувший в салате. (Смеется.) Однажды у невесты порывом ветра унесло фату в озеро.

Пока свидетель раздевался плыть за ней, она намокла и благополучно утонула. Все были счастливы. Был еще такой случай. В церкви, когда новобрачная держала свечу, загорелась пышная фата из синтетики. Я и мама невесты мгновенно ее потушили руками – в жизни бы не подумала, что я на такое способна. А батюшка сказал плачущей невесте, что это очень хорошо, мол, от церковной свечи и все такое... и не нужно расстраиваться. Мы быстренько задрапировали прожженную часть, и церемония продолжилась. В таких случаях я всегда говорю расстроенным невестам – бог с ней, ты ведь не будешь в ней второй раз замуж выходить!

Наличие у фотографа персональных выставок ничего не значит

Светлана, у вас была персональная выставка?

" src=

– Была, и не одна. Но они все проходили в Миассе, поэтому вряд ли челябинской публике это будет интересно. Хотя свое отношение к персональным выставкам я могу высказать.

Это в советские времена персональная выставка была показателем мастерства, таланта, некой вехой в творчестве автора. Работы на выставку оценивались авторитетным жюри и поэтому в череде регалий автора принято было говорить: лауреат-дипломант провел столько-то персональных выставок.

Сейчас можно организовать выставку чего угодно и какого угодно уровня. Это замечательно и правильно, так как дает возможность авторам показать себя. Но именно поэтому наличие у творческого человека некого количества персональных выставок ровным счетом ничего не значит. Вообще ничего. Только то, что у него есть определенное количество работ в рамках, время и деньги на ее проведение. А наличие практически в каждом доме Интернета дает возможность мне иметь постоянную персональную выставку на своем сайте. Интересную мысль высказала по поводу выставок моя дочь, свадебный фотограф в Москве. Когда я ей сказала, вот смотри, N делает выставку, а почему ты не делаешь? Она засмеялась и ответила: «Мам, у меня свадьбы каждую неделю по две, ну когда мне?.. а N за все лето снял три всего – вот и выставляется...»

Чем, по- вашему, схожа работа фотографа и художника, пишущего картины?

– Целью и результатом. И еще фотограф в отличие от художника уже заранее знает сумму гонорара за каждую конкретную работу.

Каков главный критерий, которого должен придерживаться профессиональный фотограф?

– Я не знаю таких критериев именно для фотографа, но знаю критерии общечеловеческие. Я считаю себя позитивным, порядочным и ответственным человеком, отношусь к себе с чувством юмора, смеюсь, когда говорят о себе пафосно и называют свои работы «мое творчество».

Светлана, а каково, на ваш взгляд, развитие свадебной фотографии в Челябинске?

– О, это интересная тема. Свадебная фотография становится все более творческой. Клиент уже не готов платить просто за наличие у фотографа «крутой» камеры, как это было несколько лет назад. Аппаратура высокого класса становится все доступнее по цене, и клиента уже не интересуют банальные снимки, которые могут снять и его друзья, приглашенные на свадьбу. Заказчик все чаще осознает, что снимает не камера, а фотограф. Чтобы выжить на этом рынке, фотографу нужно демонстрировать все свое мастерство каждый раз, на каждой свадьбе.

Невесты на ваших фото выглядят естественно и раскрепощенно. Как вы настраиваете модель на съёмку?

– Это очень сложный и больной вопрос для любого фотографа, который снимает непрофессиональных моделей. Добиться этого можно разными способами. Например, иметь в запасе комплект смешных историй или анекдотов. Рассказал – люди смеются – ты снимаешь. Иногда просто сначала сама показываю модели, что она должна делать (очень, наверно, смешно со стороны). Самое сложное – работа с мужчиной, женихом. Большинство мужчин не любят позировать, фотографироваться. Я стараюсь всю работу возложить на невесту, а жениха попросить расслабиться и ничего не делать. Если он будет просто спокойно стоять без дурацкой ухмылки, то это уже о-го-го! А еще можно показать жениху пару кадров, где он выглядит отлично – и все, он думает – «да, я вполне фотогеничный», и дальше уже снимается с удовольствием.

" src=

Что для вас значит «удачная фотография»? Какие компоненты этого понятия вы бы выделили для себя?

– «Удачная» для меня – то же самое, что и «случайная». А этого быть не должно в свадебной съемке в принципе. Весь свадебный процесс уникален, и если вы что-то там сняли неудачно, то никто уже не сможет повторить регистрацию, первый вальс, кражу туфельки. Поэтому из тех полутора тысяч снимков, которые получают мои молодожены, можно спорить только об их содержании.

Организация Парада невест примерно выглядела так: утром – совершить подвиг, в обед – объявить войну Франции, вечером – жениться

Светлана, вас в этом году многие узнали как организатора первого Парада невест, прошедшего в Челябинске и широко освещенного СМИ. Как возникла идея организовать это действо здесь, у нас? Ведь до этого парады проходили только в Москве и других городах. Как проходила подготовка?

– «Уважаемая Светлана! Я категорически против участия моей супруги в параде невест. Она совсем сошла с ума, достала из шкафа платье и бегает с ним по дому третий день. Я на работе, сына оставить не с кем, какой еще парад? Что за бред? Прошу Вас ответить ей отказом, так как меня она слушать не хочет. С уважением, N», – читала я.

Когда моя дочь Екатерина, московский свадебный фотограф, позвонила мне с предложением и идеей провести в Челябинске парад невест, такие письма стали приходить на мою почту от мужей наших потенциальных участниц. Все начиналось очень просто. Второй организатор парада – прекрасный Челябинский видеооператор (сейчас модно говорить видеограф) – Максим Андреев, с которым мы знакомы не были до парада и без которого парад бы не состоялся. И вот, как в той сказке, сели они на камушек и пригорюнились: с чего же начать?

Но тут поняли, что самое главное в параде – это участницы. Скромно и несмело мы организовали челябинскую ветку на официальном форуме парада. Определились со временем проведения. Подумали, что летом никто не пойдет, все по дачам, отпускам, каникулам. Значит – бабье лето, сентябрь. Дали объявление о том, что принимаются заявки в такой-то форме и с чувством выполненного долга стали ждать заявок от участниц. Сколько раз в день я в те дни проверяла почту – даже не знаю. Могла и ночью встать. Прошел месяц, а заявок у нас было всего шесть.

Да, подумали мы, похоже, парад закончится так и не начавшись. Но, видимо, что-то там произошло в надзвездных сферах, и в один прекрасный летний день я вдруг обнаружила в почте сразу 14 заявок, на следующий день чуть меньше... Никто не ждал такого. Ведь мы общаемся активно с организаторами парадов в других городах, и примерную статистику уже успели выяснить.

Например, в Москве на осенний парад 2007 года пришло всего около ста заявок. А на челябинский пришло более двух сотен. Это только те, которые участвовали в жеребьевке. А были еще заявки, на которые мы сразу отвечали отказом, например, от незамужних девушек. Ведь основным условием участия в параде является штамп в паспорте. Были и совсем забавные. Например, вот такая пришла заявка коллективная: «Здравствуйте! Мы ансамбль бального танца «N». У нас есть свадебные платья, так как в нашем репертуаре есть танец невест. Мы очень хотим участвовать в параде. Но только при условии, что вы возьмете весь коллектив – 15 человек».

Когда я ответила девушкам, что необходимы все равно персональные заявки в установленной форме со свадебной фотографией, выяснилось, что танцорам по 14 лет. Но мы вздохнули спокойно – первый этап был пройден.

Мне была очень хорошо понятна мотивация участников-фотографов и видеографов. Ведь парад – это способ создать превосходное портфолио практически с эксклюзивными снимками. Но уже потом, когда мы, люди совершенно не искушенные в организации каких-либо массовых действий, составили себе план, который мне напоминает план дня барона Мюнгхаузена: утром – совершить подвиг, в обед – объявить войну Франции, вечером – жениться, то поняли, что главные трудности еще впереди.

Выглядел он примерно так:

Первое. Найти зал для утреннего мэйк-апа. Необходимые условия: вместимость не менее 100 человек, наличие зала с зеркалами и стульями, электрическими розетками, местонахождение не далее границ области, готовность администрации четыре часа в воскресный день терпеть маленький сумасшедший дом, и самое главное все это – бесплатно, то есть не совсем конечно...

– Нереально!!!!!!! – сказала я.

– Очень даже реально! – сказал Макс и нашел челябинский фитнес-клуб, единственный из семи, который согласился нам помочь.

Второе. Найти фирму, которая предоставит нам пять-шесть автомобилей, лучше лимузинов, на весь день. Причем будет нас катать по нашему маршруту, терпеливо ждать на всех выходах, водители будут лишены выходного дня, так как парад в воскресенье; не везде лимузины могут проехать, а мы уже составили определенный маршрут и так далее. И все это тоже…бесплатно…

– Нереально!!!!!!! – сказал Макс

– Очень даже реально! – сказала я и нашла партнера.

Как я узнала сотовый телефон генерального директора фирмы, – не скажу. Наверное, меня потом взяли бы в службу разведки. Но я до сих пор благодарна ему, что на звонок от какого-то там фотографа с предложением покатать весь день на каком-то там параде 40 невест он отреагировал как очень интеллигентный и деловой человек.

Третье: найти ресторан для небольшого фуршета. Вместимость – не менее 100 человек, готовность накрыть стол для участниц, провести небольшую шоу-программу и так далее. И потом за нами это все еще убрать… в выходной день разумеется… бесплатно, конечно…

«Реально!» – сказал уже закаленный к тому времени в поисках зала Макс.

А как Максу удалось договориться с управлением по делам молодежи, чтобы они вышли на ГИБДД, и нам перекрыли проспект, чтобы мы с улицы Кирова вышли на площадь – история об этом умалчивает. А он молчит как партизан. Спросите у него, Евгения, может, вам как журналисту он скажет. Москвичи ему аплодировали, им еще ни разу не удалось перекрыть проспект для парада.

И вот уж чего мы не думали, так это того, что мы споткнемся на стилистах. В других городах организаторы просто дают объявление и все – стилисты есть. У нас оказалось сложнее. В общем, за неделю до парада мы поняли, что погода решила его отменить. Дождь, ветер, +3°, наверняка, участницы не придут. Ничего подобного!!! Были все!!! И день был, как по заказу. Хотя мы готовились к экстремальному параду по-уральски. Макс достал генератор на «Газель», чтобы мы могли кипятить чай прямо на улице и греть наших девушек. Господи, спасибо, что это не понадобилось… Этот день был единственным солнечным и относительно теплым в двухнедельной череде непогоды.

Ну и конечно, как на всех мероприятиях, наверное, случается что-нибудь странное. Мы не стали исключением. Максим договорился в одной цветочной фирме, что утром в воскресенье мы купим у них 20 килограммов розовых лепестков. Когда Макс приехал в назначенное время, продавец удивленно ответил, что их выкупил полчаса назад мужчина средних лет приятной наружности. Макс, конечно, вышел из положения, проехав по цветочным ларькам и скупив все что было, но мы до сих пор не понимаем, зачем и кому это понадобилось. И главное – для чего?

Светлана, а что вы считаете лично своим достижением и к чему стремитесь в будущем?

" src=

– Для меня достижение – это оценка моих работ моими коллегами. Есть официальный и единственный профессиональный международный сайт свадебных фотографов. На нем свадебные фотографы России выставляют свои работы на суд своих коллег-профессионалов. Там вы не увидите ни невест на ладошке, ни подвешенных за воротничок женихов. Невозможно в своей среде выставлять «халтуру». Каждый выкладывает там в своем профиле лучшее, самое лучшее, что у него есть. Почему? Потому что оценивать будут люди ОЧЕНЬ хорошо владеющие вопросом. Мало того, на этом сайте существует система рейтинга.

Чтобы ты сам как фотограф или твои работы оказались в рейтинге популярности наверху, необходимо, чтобы как можно большее количество твоих коллег добавило тебя в свой профиль «Избранные». Существует рейтинг и по городам, челябинский в том числе. Сейчас на этом сайте зарегистрировано 12 челябинских фотографов, и я горжусь и считаю своим достижением, что занимаю там лидирующую позицию. Помимо этого, своим очень большим достижением я считаю победу в летнем международном конкурсе по версии АСФО (Ассоциация Свадебных Фотографов). А стремлюсь я, как и любой человек, к признанию, материальным благам, любви и душевному покою.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления