Ирина Богданова. Рецензия на роман Алексея Иванова «Блуда и МУДО»
Роман пермского писателя Алексея Иванова «Блуда и МУДО» был включен в лонг-лист «Национального бестселлера», лишь только вышел в свет. Но в отличие от других произведений автора «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил», «Message: Чусовая», «Блуда и МУДО» критикам не особо приглянулся. По мнению критиков, в нем нет той философской обобщенности, пространственно-образного мышления и глубины, которые свойственны предыдущим произведениям.
Ну, если уж у Алексея Иванова нет, тогда где искать-то? На мой взгляд, этот автор – явление, которого давно ждала отечественная литература. Не зря его называют иногда современным Гоголем. Это великолепная русская проза.
Да, автор использует ненормативную лексику. Но что делать? Так говорит теперь наш народ. По жанру «БиМ», скорее, философский плутовской роман с элементами фэнтази. И вместе с тем очень жизненный.
Борис Моржов – герой нашего времени
В названии, которое некоторым кажется неприятным, кстати, нет ничего вызывающего. МУДО – это реальная аббревиатура, означает: муниципальное учреждение дополнительного образования, (о котором в книге речь). «Блуда» – тоже вполне литературное выражение. Это понятие, означающее порок, прелюбодеяние, жульничество. Эти черты свойственны, например, главному герою, Борису Моржову.
Он – житель провинциального городка Ковязин, алкоголик, бабник и художник (картины Моржова, которые он называет «пластинами», успешно выставляются и продаются в галереях Москвы). Борис трудится в этом самом МУДО – местном Доме пионеров, которое начальство грозится расформировать в свете требований современной реформы образования. Но тормозит с этим на время. Дело в том, что в Троельгу – лагерь, принадлежащий Дому пионеров, но вот уже несколько лет простаивающий – вызвались приехать американцы. Прочитали в Интернете о дивных местах и вот решили нагрянуть. Забегая вперед, скажу, что американцы в итоге не приехали. Но это уже не суть.
В МУДО все пошло кувырком. Начальство обязало, чтоб не ударить в грязь лицом перед иностранцами, реанимировать лагерь к жизни, срочно набрать детей и выехать с ними в смену. Детей набралось совсем немного – всего шесть человек, на такое же количество педагогов, отправившихся в лагерь. Но это не должно было выясниться. Поэтому взрослые обитатели Троельги, сговорившись, решили раздобыть сертификаты на детей – как будто бы те там были. Это вызвался сделать обладающий плутовской жилкой Моржов.
Поиски сертификатов он, кстати, определяет словом «начичить». Вот и параллель с Гоголем. Сертификаты Борис, практически как Чичиков, ищет на детей, которых в лагере нет по определению. Эти же мысленные параллели выстраиваются и при описании автором картин природы. Какая мысль, какой размах, какая поэзия... Практически как у Гоголя в поэме «Мертвые души». Особенно приятно, что любуется герой красотами нашей, уральской природы.
Может возникнуть вопрос: зачем Борису отвечать за всех и «чичить» эти несчастные сертификаты? Да просто Моржов считает, что ему это проще, чем остальным. В Ковязине у него полно любовниц – бывших и настоящих. И бывшая жена. Почти все заняты в сфере педагогики. Вот к ним-то и решает наведаться любвеобильный главный герой за необходимыми бумагами. По дружбе, чего не сделаешь?
По поводу любвеобильности... Порой, убеждаешься: Моржову в ухаживаниях за дамами со всеми вытекающими последствиями важен просто процесс. Сам результат не обязателен. Он не коллекционирует женщин, не составляет никаких методик или там «принципов охмурения», флирта, не пишет списков... Просто идет по жизни и использует всех привлекательных особ женского пола, попадающихся ему на пути.
В Троельге, например, он обольстил всех троих присутствовавших там коллег – стажерку Соню, стервозную Розку и претендующую на роль успешной деловой женщины Милену. Ну и что, что они – такие разные? Это даже хорошо! Моржов прекрасно разбирается в жизни и людях и берет приступом любую крепость.
Самое главное, что поражает в герое, что ему мастерски удается: он ни к кому не привязывается. Только, может, к проститутке Алене, которую, по идее, должен был сразу забыть! Или возненавидеть. Ведь время, оплаченное Моржовым, девица не отработала. Более того, ввергла его в состояние дискомфорта, неуверенности в себе. Проще говоря, застремала. Борис в итоге от нее ничего не получил. Непонятно, за что деньги платил. И вот, такая девушка его, получается, зацепила. Потому что именно за нее Борис мстит отморозку Леониду, погубившему впоследствии проститутку Аленушку. Вслед за нею на смерть он отправляет и Ленчика. А потом Моржов исчезает.
Вообще, Борис Моржов – большой философ. Ленчика он покарал не только за его грязные дела, поступки и мысли – при полной безнаказанности! – но и за пиксельное мышление. Пиксельное мышление – это мышление для бедных. Бедных духом Моржов отчетливо видит и ощущает плоскостность, клишированность мышления окружающих. Основные свойства пиксельного мышления: «отсутствие стимула увеличивать познание», отсутствие перехода количества в качество и «абсолютная уверенность в своей правоте». Иллюстрацией тому могут служить, например, рассуждения Алисы Питугиной, ставшей психологом после трехмесячных курсов в педтехникуме и претендующей после этого в беседах с Моржовым на всезнание всех изгибов и закоулков человеческой души.
В итоге Моржов приходит к выводу: «Кризис Вербальности лишил мир цели». Это повергает его в депрессию (они у него иногда случаются, несмотря на внешний облик мачо).
Трудно представлять эту книгу. Она слишком глубока, всеобъемлюща. Я не коснулась других героев, хитросплетений, отношений... Допустим, вечно пьяный, но обаятельный космический философ Щекин, преданный своему делу краевед Костерыч или безнадежный карьерист Манжетов... Все очень узнаваемы, выпуклы, рельефны. Таких приспособленцев, как Манжетов видишь каждый день, все про них понимаешь, а переосмыслить их деяния недосуг. Просто не даешь себя на это труда. А Алексей Иванов дал. Он препарирует этот знакомый до боли образ, и тот предстает, как на ладони, во всей своей непривлекательной сути.
«Блуда и МУДО» – первая прочитанная мною книга Алексея Иванова. И хотя мне говорили, что это не самая мощная у него вещь, я ничуть не жалею. Роман сильный. Это книга обо всех нас. Взгляд автора на наше общество. А учитывая историко-краеведческую информацию и социально-философские размышления – это просто «энциклопедия» нашей современной жизни.
Что немаловажно, роман представлен в увлекательной форме, сюжет – достоверен и легко узнаваем. Все эти волнения по поводу псевдореформ (в данном случае, в сфере образования), сопутствующие тому кадровые сокращения, сомнительные бизнес-схемы, приватизация, «откаты»... Но, несмотря на некоторую жесткость, роман не создает ощущения безысходности. Да, жизнь тяжела, в чем-то даже трагична, но она дает возможность человеку, думающему, не замкнувшемуся в себе, не погрязшему в материальном мире и пресловутой погоне за благами, реализовать себя – в творчестве, в любви. Тот, кто идет дальше пиксельного мышления, способен сам в той или иной степени изменить реальность, защищая то, что ему дорого.