«В шумном зале ресторана, средь веселья и обмана, пристань загулявшего поэта. Возле столика напротив ты сидишь вполоборота, вся в луче ночного света...». Помните такую песню? Да кто же ее не помнит! «Ах, какая женщина...» – группа «Фристайл»!
Мы сидим в ресторане. Но не с женщиной – с клавишником группы Сергеем Кузнецовым. Сергей – автор текстов песен «Желтые розы», «Я тебе не верю» и многих других фристайловских хитов. До концерта оставалось два часа, так что максимум, что мы могли себе позволить с Кузнецовым – выпить по кружке светлого пива. Что ж, «Фристайл» – группа известная, она и без пива потянет...
– Сергей, можно ли угадать: будет песня хитом или нет?
– Это практически невозможно. Впрочем, исключения все же бывают. Как-то сидели мы в гостях у нашего руководителя Анатолия Розанова. Татьяна Назарова (автор текстов многих песен группы – Прим. авт.) показала Толе новые стихи: «Мне кажется, что это будет хит...». Розанов вышел в другую комнату, где стоял рояль, и вернулся буквально через пять минут: «Да, это хит!». Так и случилось. Другой пример – песня «Больно мне, больно». Как ты помнишь, ее исполнял Вадим Казаченко. Мы сразу сделали на нее большие ставки, но во время первого исполнения в Краснодаре она прошла «на два хлопка» – полный провал. Розанов очень переживал. Пришлось вложить в раскрутку песни довольно большие средства, пока она не стала популярной. А Вадим Казаченко стал звездой.
– Кстати, в 1992 году Казаченко покинул «Фристайл», в 2003 вернулся и все-таки ушел опять. Что случилось? Если не секрет, конечно...
– С Вадимом мы вместе учились в школе, с 8 по 10 класс сидели за одной партой. Родители к его увлечению музыкой, мягко говоря, относились без восторга. После школы, видимо, под их давлением, он поступил в военное училище. Но делать офицерскую карьеру с таким голосом просто смешно! Училище он бросил, дослужил в армейской части и занялся музыкой. В наш коллектив он пришел из группы «Фестиваль». В то время мы с Розановым написали четыре новые песни, которые никак не ложились на голос солиста Анатолия Киреева. У Толи был роскошный голос «а ля Том Джонс», но что с ним делать? Мы сначала писали какие-то сложные вещи, но публика требовала песни молодежной тематики, танцевальные мелодии. Вадим для этого подходил больше.
– Да, парень в белых перчатках и синих шароварах умел заводить стадионы...
– К сожалению, с приходом популярности начались конфликты – то на концерт опоздает, то на съемки. После очередного «закидона» Розанов с ним поговорил по-мужски и поставил условие: либо Вадим соблюдает дисциплину, либо идет... Одним словом, Казаченко предпочел свободу. Через несколько лет он вернулся, были у нас большие совместные планы, но однажды на концерте Вадим объявил, что покидает группу «Фристайл». С тех пор мы с ним никак не общаемся.
– А где сейчас Киреев?
– Толя уже 18 лет живет в США, женился, у него ребенок. Кажется, у него все хорошо.
– Гитарист Сергей Дубровин вздыхал «Ах, какая женщина...», а женщины страны вздыхали по красавцу Сергею Дубровину.
– Сергей тоже покинул группу, причем сделал это, мягко говоря, некрасиво. Дня за три до концерта прислал СМС, что уезжает в Германию. Ничего не объяснил, ни с кем не попрощался.
– Что с ним?
– Не знаю. Говорят, что поет где-то на свадьбах, в ресторанах...
– В Германии есть выходцы из России, но в отличие от США нет Брайтон-Бич.
– Да уж...
– Кстати, в Челябинске живет девушка, которая когда-то выступала в группе «Фристайл»...
– Лена Белявская. Она играла на барабанах в женском коллективе, дочерней группе «Фристайла». Лена сегодня придет на наш концерт.
– Как появилось название «Фристайл»?
– У нас было примерно 50 вариантов, в том числе и «Фристайл». Гитарист Сергей Ганжа решил отнестись к выбору названия по-научному – отнес все эти варианты в какое-то статистическое управление. Там сказали, что «Фристайл» звучит хорошо, да и графически выглядит неплохо. На этом и остановились. «Фристайл» – свободный стиль, а время было такое, что мы начинали чувствовать приближение свободы...
– Да и «отмазка» у вас появилась хорошая: свободный стиль – значит, жестких рамок в стилистике нет, твори, что хочешь...
– Ну, в каком-то смысле да. (Улыбается.)
– Кстати, Сергей, сколько зарабатывают авторы песенных текстов?
– Честно говоря, не знаю. Говорят, что известные поэты – очень хорошо. Но некоторые работают и за 100 долларов.
– Как ты работаешь с композиторами?
– Композитор у нас один – Анатолий Розанов. Мы друг к другу уже притерлись. Но всякое бывает. Иногда песня рождается быстро, а бывает, что Анатолий говорит: «Из того, что ты написал, давай оставим две фразы. Вот вокруг них и пляши...».
– Как думаешь, сколько будут жить ваши песни?
– 20 лет уже живут. Сейчас в рамках одного из проектов их перепевают современные молодежные группы. Довольно интересно смотреть, как воспринимает их новое поколение...
– Как будет отмечать 25-летие?
– Не знаю. Пока не думали...