Загадочный Вьетнам в январе стал просто спасением от метровых сугробов, зимней хандры и бесконечной простуды. О том, как прошли каникулы в этой приветливой стране, испытавшей на себе влияние французских колонистов, американских оккупантов и до сих пор сохранившей коммунизм, читайте ниже.
На самом деле все началось со жгучего желания махнуть на месяц в Таиланд, но звезды не сошлись – не нашли дешевые билеты. Понятно, что их надо было бронировать за полгода, а не накануне отпуска. В результате в декабре на январь предлагалось: ужасно дорогостоящие туры в Таиланд на 10 дней, две недели за сущие копейки на Бали и Вьетнам, также достаточно дешевый по сравнению с Таем. О Бали было прочитано много, консультации с туристами, побывавшими на острове также сыграли свою роль и ... решение было единогласным и однозначным: не ехать. О Вьетнаме удалось найти не так много, и все отрицательные мифы после посещения этой страны были просто развеяны. Отмечу, что в декабре там отдыхало много знакомых. Несмотря на сезон дождей, у всех остались положительные впечатления о вьетнамцах и самой стране. Перед отъездом я получила много ценных указаний.
Мы прилетели в аэропорт Камрань 16 января. Процедура прохождения пограничного контроля для россиян оказалась простой и быстрой. До Нячанга добирались не больше 30-40 минут. Город встретил нас ясным солнцем и приятным ветерком с моря. Трехзвездочный отель порадовал. Нам дали номер с большим балконом с видом на море и местный дворец культуры. Смыв дорожную пыль, пошли гулять по так называемому Европейскому кварталу, где сконцентрированы многочисленные отели и ресторанчики. Уже затемно прогулялись по набережной – вдоль моря разбит красивый парк с прогулочными дорожками и оригинальной подсветкой. Уже почти ночью наткнулись на строящиеся небоскребы, в которых в скором времени откроются отели. Осмотрели со всех стороны башню в виде лотоса, стоящую прямо на главной площади рядом с дворцом культуры. Затем рассматривали маленькие Эйфелевы башни на другой стороне бухты, как потом выяснилось – это опоры канатной дороги, ведущей на остров Винперл. Но в тот день все же не верилось, что Челябинск в тысячах километрах отсюда и там зима.
Пару дней погода капризничала – начало сезона все-таки. Утром светило и пригревало яркое солнце, а днем мог пойти дождь и подняться неприятный ветер. В один из таких дней мы и поехали на Винперл, где находятся парк развлечений и единственный в мире шестизвездочный отель на острове. Съездить на Винперл можно самостоятельно без гидов. Мы просто взяли такси и доехали до станции самой длинной в мире канатной дороги. Билет мы купили по дороге за 450 тысяч донгов. На такси потратили примерно 75-85 тысяч догов в один конец. К слову, такси в Нячанге можно отличить по цвету – зеленые, белые, а теперь есть еще и ярко желтые. Но цены, по крайней мере, в двух первых компаниях одинаковые, главный принцип – чем меньше машина, тем дешевле.
Через 15 минут после посадки в стеклянную кабину канатной дороги мы были уже на острове развлечений. Кабины рассчитаны примерно на восемь человек. С нами ехали трое вьетнамцев, которые всю дорогу что-то бурно обсуждали. На острове мы гуляли по великолепному парку, катались на экстремальных и не очень аттракционах. Бурю восторга вызвали так называемые сани – сани поднимаются на самый верх горы острова и затем спускаются вниз по специальной трассе практически без тормозов. Главное, чтобы впереди не было тех, кто боится скорости и крутых поворотов трассы. Неожиданная перемена погоды и мелкий противный дождик не испортили впечатления. С одной части острова мы перемещались в другую. На пути попался аквариум, но на тех, кто бывал в аквариуме Паттайи, винперловский не произведет впечатления. На входе традиционно – макет пасти акулы, с которым все фотографируются. А дальше стандартный набор флоры и фауны близлежащих морей. В 19 часов на острове начинается шоу поющих фонтанов. И, как правило, многие гости ждут именно его.
Кстати, Южно-Китайское море по своей красоте значительно уступает Андамандскому или Красному. Оно не такое впечатляющее. В самом Нячанге, я считаю, несмотря на многочисленные отрицательные отзывы в Интернете, купаться можно. В отличие от чем-то родственного пляжа Карон на Пхукете, волны здесь, хотя и высоки, но выталкивают человека на берег. Хотя море опять же не такое прозрачное. Пляжи в городе муниципальные. По длинной полосе песка приятно гулять. Платные пляжи находятся на островах при отелях. Кстати, такой есть на Винперле и также доступен для посетителей парка развлечений. Там же находится замечательный аквапарк. Добавлю, что для неискушенных туристов, не бывавших, например, в Испании, парк развлечений покажется чем-то невероятным и принесет много радости. Еще один платный пляж, на который мы отправились в один из дней, находится на острове Хон Там. Мы также взяли такси от гостиницы и отправились в порт. Билеты на скоростной катер обошлись нам в 200 тысяч донгов. Можно было отправиться на пароме за 100 тысяч донгов. К слову, при покупке билетов необходимо уточнять, что вам не нужен обед и гольф. Иначе стоимость увеличится. На острове Там оказалось живописно. Пляж ухоженный и комфортный, рядом прогулочные дорожки, газоны, гольф, рестораны и каскад бассейнов.
Лежать на пляже целый день для меня настоящая мука, я очень люблю прогуливаться и исследовать окрестности. На острове Там я попробовала поступить также, но когда уже подходила к концу благоустроенного пляжа и строила планы, как перелезть впереди стоящие скалы, прозвучал свисток – полицейский знаком показал, что дальше проход закрыт. Я разочарованно поплелась назад. Пробыть целый день на острове терпения не хватило, ибо делать там нечего: книжка, фильмы и фотографии оказались быстро просмотрены, а фотосессия на вышке спасателей была сделана в первый час пребывания.
Так вышло, что путешествия в другие города Вьетнама – Сайгон, он же Хошимин, и Далат были сконцентрированы в самой середине отдыха. И пришлось исследовать Нячанг и его окрестности. Туры на рыбалку, на северные или южные острова , на водопад Ян Бей, катание слонах, страусах, на шоу с крокодилами и змеями – этап, пройденный еще в Таиланде. Не хотелось терять время на острове обезьян, куда также можно добраться на пароме самостоятельно. Хотелось посмотреть саму страну и понять, как же тут живут люди. Поэтому мы много ходили пешком по самому Нячангу. Так, в зоне пешей доступности оказались полуразрушенные, но действующие башни Чамов, католический собор, местная пагода. Последнюю мы посещали уже увидев аналогичные комплексы в Сайгоне и Далате. И пагода Нячанга показалась обшарпанной и пыльной. Но гигантский сидячий Будда впечатлил.
Сайгон выпал на самую середину отпуска, поэтому туда мы поехали с новыми силами, которые я лично растеряла по дороге в комфортабельном автобусе. Кстати, в Нячанге заказать автобус можно на ресепшене отеля или купить билеты в специальных пунктах продаж. Автобус забирает пассажиров прямо от отеля. Возможно, многие слышали о двухэтажных спальных автобусах Вьетнама, которые курсируют между городами. Именно такой приехал за нами. Лежачие места оказали обтянуты кожей, на каждом лежало по пледу и бутылке питьевой воды. Зря я обрадовалась месту на втором этаже. Всю ночь мне казалось, что мы вот-вот перевернемся и я чувствовала все выбоины на дороге. Думаю, что внизу было бы спать гораздо спокойнее. Вокруг были одни вьетнамцы. Дорога заняла около 10 часов. Мы выехали из Нячанга в 21:00, а прибыли в Сайгон в 7 утра. На остановке нас встречала гид Фумак. Было время погулять по местному парку. Удивило, что вьетнамцы любых возрастов по утрам делают зарядку и очень любят массовые виды спорта. В Нячанге, например, жители просыпаются часов в 5-6 утра и делают массовую зарядку на главной площади города.
Фумак оказалась очень интересной собеседницей. Она училась в Киеве, затем жила и работала в Москве. Женщина рассказала много интересного о своей стране, традициях, укладе жизни и мировоззрении не только вьетнамцев, но и тайцев, камбоджийцев. Гостиница оказалась рядом с остановкой. Правда, возвращаясь ночью, мы с трудом ее нашли даже несмотря на использование GPS. Зато вдоволь насмотрелись ночной азиатской жизни. В то же утро мы отправились в тоннели Кучи. Место, где во время войны вьетнамцы прятались от американских солдат. Вьетконговцы целыми деревнями жили под землей в разветвленной сети тоннелей, в которых их современники протискиваются с трудом. В музее под открытым небом представлен не только быт партизан, но и разнообразные ловушки для американских солдат. Только после рассказов местных жителей, посещения музея, посвященного этой войне я поняла, что конфликт не уступал по жестокости нашей Великой Отечественной войне. А оккупанты в своем желании уничтожить целый народ вполне сравнимы с фашистами. Прошло 40 лет, а вьетнамцы до сих пор переживают ее последствия, и думаю, никогда не забудут, так как применение химического оружия привело к появлению мутаций и массовому рождению детей-инвалидов.
После обязательной программы по знакомству с военной историей, мы побывали во французском квартале Сайгона, где расположены католический храм Нотер Дам де Сайгон, здание почты в колониальном стиле. Еще одним местом посещения стала пагода. Но она не столько восхитительна, как комплекс в Далате, о котором я уже упоминала.
Госпожа Фумак настоятельно рекомендовала чем-то заняться в вечернее время, например, поужинать на пароходе или забраться на небоскреб. Но, опять же по опыту друзей-путешественников, небоскреб не впечатлил, так как дубайские сооружения. А прогулка на пароходике, по свидетельству соотечественников, представляла из себя поездку по узкой грязной речушке вдоль торговых лодок. Мы предпочли погулять по ночному Хошимину. Облазили ночные рынки, где можно без проблем выторговывать сувениры по смешным ценам, поужинали в местной сети ресторанчиков и больше часа искали свой отель. Никакие ориентиры, запомнившиеся при свете дня, с ночными видами не совпадали. Но мы не отчаивались и честно делали вид, что просто гуляем. Хотя и пришлось прибегнуть к помощи GPS и местного полицейского. Но в результате отель был благополучно найден.
Во второй день мы отправились на экскурсию по реке Меконг. Кстати, ее можно купить в любом отеле в Сайгоне. Но мы воспользовались опять же услугами Фумак. Морская экскурсия по одному из рукавов самой большой реки в Азии оказалось не столько захватывающим, как ожидалось. Ибо эта река по ширине и мощи не сравнится с сибирскими. Но в дельте реки Меконг мы побывали на нескольких островах и познакомились с бытом ремесленников и откровенно нищих слоев населения. Там тоже можно было приобрести дешевую сувенирную продукцию. Одна из туристок, польстившись на цены и «эксклюзивность» товаров, покупала всего по пять: кокосовое масло – пять бутылок, пять банок местного меда, столько же кокосового мыла и других милых мелочей.
В завершении мы покатались на лодках по узким и заросшим протокам реки. Уставшие, но довольные, весь вечер бродили по Сайгону в ожидании автобуса в Нячанг.
Через день нам предстояла поездка в Далат. О нем многое написано в Сети. Но каждый гость открывает Далат для себя по-разному. Для кого-то это место, где можно приобрести дешевый первосортный Лювак, оригинальное, ни на что не похожее вино, для кого-то – это место умиротворения и тишины. Последнее можно обрести в пагоде, где монахи разбили чудесный сад. Потрясает насколько все продумано – каждая мелочь имеет свое религиозное значение. Каждый камень имеет свое место и каждый баньян эксклюзивен и иллюстрирует течение жизни и обретение себя каким-то монахом. Далат стал полной противоположностью шумного Сайгона. В высокогорном курорте царит какая-то радостная и счастливая тишина. Говорят, что даже в годы войны стороны договорились не трогать Далат. Поражает гостиница или «Сумасшедший дом», построенный дочерью одного из коммунистических лидеров страны по мотивам русских сказок. Необычная архитектура формами отдаленно напоминает испанского Гауди. Там интересно полазить. С недостроенных крыш открывается чудесный вид на Далат.
Особо хочется отметить вьетнамскую кухню. Она унаследовала утонченную изысканность французской. Здесь также популярны знаменитые багеты. Только хлеб более воздушный и легкий. Мы приноровились есть их со сгущенным молоком. Но, последнее, как правило, подают с кофе, приготовленном при помощи специального приспособления. Я хоть и не любитель этого напитка, но во Вьетнаме увлеклась. Может быть, понравился процесс приготовления, может быть вкус. Любителям кофе известен Лювак. Вид кофе производится с помощью зверьков, похожих на хорьков. Только в их желудочно-кишечном тракте есть ферменты в результате смягчающие запах и вкус зерен и кофе.
Во Вьетнаме хоть и готовят из того же набора продуктов, что и в Таиланде,но в ресторанах не принято официантам настойчиво твердить no spices. Вьетнамцы не избегают специй, но ни одно блюдо не позволит почувствовать себя в роли огнедышащего дракона. Знаменит суп Фо. В него кладут специальный набор приправ и, как уверяют местные жители, не везде подают истинный Фо. Распространены так называемые фошницы. Но европейцы предпочитают питаться в более цивилизованных кафе. Мы не стали исключением. Моим любимым местом стал небольшой ресторанчик в европейском квартале, в котором проходили практику учащиеся местных курсов поваров. По крайней мере так было написано в меню. Какие-то блюда местной кухни очень вкусно готовят на фуд-корте торгового центра «Нячанг». Я ценила спринг-роллы, креветки в панировке, морепродукты с рисом или лапшой, бананы в кляре. Понравился суп, приготовленный в так называемом самоваре, – мы самостоятельно приготовили суп в кастрюльке, работающей по принципу фондюшницы. В местных ресторанах можно попробовать мясо крокодила, страуса и другие деликатесы.
Кстати, в Нячанге практически во всех ресторанах есть меню на русском языке. Русских вообще очень любят и ценят в этой стране, вспоминая помощь СССР во время войны. И сохраняя главное, что досталось от страны советов – коммунизм. Правда, стоит признать, что во Вьетнаме начинают неплохо сочетать коммунистический строй с капиталистической экономикой. Языкового барьера, как правило, не возникает. Я встречала очень много вьетнамцев говорящих по-русски. В отличие от тайцев, они стремятся изучать другие языки. В крайнем случае можно изъясняться по-английски или на пальцах.
Вьетнам очень похож на неиспорченный Таиланд 90-х и начала 2000-х годов. Там вы не найдете девушек легкого поведения, клубы go-go или шоу трансвеститов. Там люди приезжают просто отдыхать и насладиться национальным колоритом.
Нячанг с давних времен считается лучшим курортом в стране еще и потому, что здесь работают две грязелечебницы. Обычно русские туристы из-за избытка времени успевают посетить обе. Кому-то больше нравится современный термальный центр, кому-то старая грязелечебница. Но все остаются в восторге от ванн с минеральной водой и грязью.
Некоторые туристы предпочитают сочетать отдых в Нячанге с отдыхом на других курортах, например, уезжают на несколько дней в Муйне. Там не так многолюдно, а из достопримечательностей – старый маяк и песчаные дюны. Нам очень хотелось попасть в Ханой и полюбоваться уникальной бухтой Халонг, которая находится сравнительно недалеко от столицы. Но в январе там по местным меркам холодно и бухта затянута туманом. К тому же путь из Нячанга туда неблизкий.