Развлечения Как не отфутболить фанатов: польские секреты

Как не отфутболить фанатов: польские секреты

В июне прошлого года в Польше прошли игры чемпионата Европы по футболу. В 2018 году чемпионат мира будет принимать Россия, и наша страна станет настоящим клубом путешественников для многих любителей футбола из-за рубежа. Так же, как и в Польше, эти игры будут проходить в нескольких городах. Как обеспечить максимальное удобство для болельщиков и получить экономическую выгоду от проведения мероприятия – эти и другие вопросы уже сегодня волнуют организаторов события. Неделю назад посольство Республики Польша в Москве и Министерство иностранных дел этой страны пригласило группу российских журналистов, чтобы поделиться опытом проведения подобных мероприятий. В ответах на вопросы журналистов они постарались быть максимально объективны.

Стадион «PGE Arena Gdansk», г. Гданьск

Анджей Бояновски, заместитель главы администрации Гданьска: «Жители Гданьска смеялись, они не верили, что чемпионат у нас все-таки пройдет»

– Какие требования ФИФА труднее всего было выполнить городу?

– Сложнее всего, пожалуй, было соответствовать их условиям. Договор с ФИФА предполагал вещи, которые вообще не подходили в польские реалии. Например, город должен был отвечать за безопасность, хотя по польскому праву этим занимались воеводские и центральные власти. Мы попросили изменить эти условия, но из этого ничего не вышло. Поэтому правительству страны пришлось подтверждать, гарантировать все договоры.

– Учитывали ли вы, что людей, приезжающих в Гданьск, будет интересовать не только спорт, но и сам город?

– Мы подготовили насыщенную программу отдыха в первую очередь для зоны болельщиков. В этом мы имели успех, критика возникла из-за ее вынесения за территорию Старого мяста (исторического центра города). В результате появились как бы две зоны болельщиков. Утром и вечером это был центр города, а днем – территория официальной фан-зоны. В центрах городов Триградья – Гданьске, Гдыне и Сопоте различные культурные институты приготовили специальные программы, которые учитывали, что болельщик – это необыкновенный турист, его мало интересуют особенности города. Хотя на улицах раздавался бесплатный справочник, из которого иностранцам можно было узнать о местных достопримечательностях. Он же находился в свободном интернет-доступе.

– Нарисуйте, пожалуйста, общий портрет болельщика.

– Около 80 % болельщиков составили мужчины, средний возраст – 31 год, но только 37% из них считали себя любителями футбола. Кстати, 93% гостей чемпионата оценили атмосферу как великолепную, а 83% – как безопасную.

– Что, по вашему мнению, наиболее важно при подготовке к чемпионату?

– Важна подготовка мест проживания. Болельщики приезжают со своей командой далеко не два-три дня. Мы построили несколько пятизвездочных гостиниц, люди сдавали комнаты и квартиры, так что вопрос с проживанием был решен. Впрочем, так же, как и вопрос с более интенсивным движением авиатранспорта.

– Население города готовили к тому, что Гданьск примет чемпионат, или людей просто поставили перед фактом?

– Решение о проведении чемпионата принимал президент Польши еще в 2004 году. Тогда мы не имели еще ни дорог, ни стадиона (К чемпионату мира по футболу был построен стадион «PGE Arena Gdansk». – Прим. ред.) – ничего! Но я уверяю вас, спрашивать население попросту не имело смысла: тогда в это никто попросту не верил. И хотя некоторые жители смеялись, но в общем к проведению чемпионата отнеслись достаточно позитивно. Мы постарались убедить их, что принимать болельщиков выгодно. Три месяца до соревнований действовала компания «Мы все – хозяева», которая дала прекрасный эффект, жители Гданьска не уехали из города. Я был в Киеве в дни того чемпионата, было очень грустно ходить по пустым улицам: спорту киевляне предпочли дачи.

– Сколько заработал Гданьск в дни чемпионата?

– Непосредственно сам Гданьск, городские структуры, в наличных на чемпионате не заработали ни злотого. Но благодаря Евро-2012 нам удалось заработать на инфраструктуре, на организации чемпионата, частично получив на это средства от Европейского Сообщества. Мы построили дороги, стадион, обновили аэропорт. И еще очень важно, что мы сделали очень большую рекламу Гданьску как интересному для туристов городу, как месту отдыха. А болельщики и члены команд оставили у нас 244 миллиона злотых – за продукты, товары и услуги.

– Хотели бы вы, чтобы в Гданьске еще раз прошло подобное мероприятие?

– Конечно, без вопросов! Добро пожаловать к нам в Гданьск!

Михал Брандт, начальник отдела по связям с общественностью компании-оператора стадиона «Арена Гданьск»: «Чтобы проверить все службы, мы даже симулировали падение сцены с десятками пострадавших»

– Сколько болельщиков приехало в Гданьск в дни чемпионата?

– Более 300 тысяч болельщиков. Это потребовало серьезной подготовки. Информацию о проведении чемпионата получили в апреле 2007 года и уже в августе создали Бюро по вопросам Евро-2012. Кстати, Гданьск не подписывал документы с ФИФА, пока не договорился о взаимодействии со всеми польскими городами, где проходил чемпионат. Когда города работают вместе, они очень много от этого выигрывают.

– Какие еще структуры участвовали в подготовке чемпионата?

– Кроме Бюро по вопросам Евро-2012, был организован гданьский Общественный комитет поддержки для привлечения частных инвестиций, а так же Бюро президента Польши по вопросам встреч Евро-2012. За постройку стадиона отвечало Бюро инвестиций Евро-Гданьск, Гданьская коммунальная инфраструктура – за постройку дорог в городе.

Стадион «PGE Arena Gdansk», г. Гданьск

– Сколько же человек нужно, чтобы этот проект действовал?

– Координаторы воздушного и городского транспорта, координаторы обеспечения безопасности и медпомощи. Каждому из них подчиняются люди и структуры. Так, на улицы ежедневно выходили 300 пожарных и 320 сотрудников городской стражи, которые помогали им. Честно говоря, на всякий случай мы готовились ко всему, буквально, как к войне. Перед Евро даже симулировали падение сцены с десятками пострадавших. Все службы с поставленной задачей справились.

– Как решалась проблема транспорта?

– Мы создали систему «parking drive», то есть специальный участок, где можно было безопасно оставить свой автомобиль и на муниципальном транспорте добраться до стадиона. За один час один такой участок обслуживал более 44 000 автовладельцев. Кроме того, мы отремонтировали старую железнодорожную линию, которая функционировала от Центра Гданьска до аэропорта. И это было удачное решение, так как более 50% болельщиков выбрали средством передвижения электричку. Одна такая электричка перевозила 24 000 человек в час. После матча болельщики под присмотром волонтеров садились в вагоны и уже через 6 минут были в центре (среднее время перевозки болельщиков со стадиона трамваем и автобусом – полчаса). Билет на матч был билетом на электричку.

– Что было сделано, чтобы создать специальную атмосферу на время чемпионата?

– В городе стояли специальные билборды, ездили два трамвая в символике чемпионата. Была тысяча флагов УЕФА. В других городах этого не делали, но в Гданьске повесили 2 000 национальных флагов. А когда был матч Ирландия–Испания, мы разместили с одной стороны дороги флаги Испании, а с другой – Ирландии. Кроме того, несколько локомотивов на железной дороге были украшены эмблемой чемпионата мира. Официального разрешения от ФИФА у нас на это не было, но никаких претензий не последовало. По моему, эти поезда до сих пор еще ездят в той самой раскраске.

– Что представляла из себя фан-зона в Гданьске?

– Фан-зона, находившаяся на расстоянии 3,5 километра от стадиона, вмещала 30 тысяч человек, ее при необходимости можно было расширить. Матч Польша–Чехия собрал в этой зоне 60 тысяч людей, волонтеры и полицейские направляли болельщиков в центр города, в спортбары. А в фан-зоне был установлен большой экран. Всего фан-зона приняла 340 тысяч посетителей. Было продано 120 000 литров пива и 232 тонны продуктов питания. Здесь не было возможности платить деньгами, только пластиковой картой, благодаря чему удалось избежать очередей. К тому же это создавало эффект безопасности.

– Кто из болельщиков запомнился жителям Гданьска больше всего?

– Испанцы сыграли здесь все 3 матча группы, и их было больше всех. Самыми громкими были ирландцы. Они все время ходили с плакатом «Ангела Меркель думает, что мы на работе» и были очень вежливыми и приветливыми, но, к сожалению, не пользовались поставленными туалетами. После матча Ирландия–Испания нам пришлось применить 100 литров специального моющего средства и несколько тысяч литров воды, чтобы обработать все эти поверхности. Потом играли греки, они сидели в пивных и оставили много денег. Немцы предпочитали стоять в очереди к дешевому спортбару. Благодаря болельщикам рестораны и бары в Гданьске в дни чемпионат а заработали на 300-400% больше, чем в обычные дни.

– Создавали ли болельщики серьезные проблемы полиции?

– Можно сказать, нет. Кстати, здесь работали полицейские из других стран. Из каждой страны, команды которых участвовали в матче, приехало несколько специальных полицейских отрядов. Это было полезно, потому что иностранные полицейские знали специфику своих болельщиков.

– Какой совет вы могли бы дать своим коллегам в России?

– Самым важным является транспорт, коммуникация. Должно быть хорошее транспортное сообщение в трех направлениях: между центром и стадионом, между центром и аэропортом, и между стадионом и аэропортом. Лучше всего выбирать железнодорожный транспорт. Он перевозит больше людей и за самое короткое время.

Ева Гавор, директор Центра безопасности Варшавы: «Когда мы видели, что общественный транспорт заполнен, пускали по улицам только пешеходов»

– Перед чемпионатом мира-2012 распоряжением мэра Варшавы был создан Городской оперативный штаб. Какую роль в нем выполняли вы?

- Я возглавляла организованный при штабе Оперативный центр, который во время чемпионата находился в Центре безопасности Варшавы. Его возглавляю и теперь. Стоит отметить, что в Варшаве только зарегистрированы 1 700 000 жителей, а без прописки ежедневно прибывает еще 1 500 000 человек. А во время Евро-2012 здесь появилось еще 3 000 000 человек. Нашей главной задачей было обеспечение безопасности и порядка и готовность к чрезвычайным случаям.

– Какова была структура Оперативного центра?

– Непосредственно Центру безопасности подчиняются городская стража, служба вытрезвителей и предприятия, осуществляющие мониторинг городской ситуации. Но в дни чемпионата у нас работали и представители полиции, и пожарных, и скорой помощи и даже армии.

- Ее помощь вам понадобилась?

– Дело в том, что у армии есть экспресс-лаборатория, которая позволяет быстро определить содержание любого вещества. Если бы мы нашли неизвестное вещество на стадионе, то получили бы возможность сразу понять – опасно оно или нет. Кроме того, с помощью сотрудников военной жандармерии были усилены патрули полицейских. Благодаря принятым мерам всплеска криминала не произошло: количество преступлений было даже меньше, чем обычно.

– Оперативный центр также весьма успешно пользовался видеокамерами, установленными в разных частях города?

– 400 видеокамер установлено в самых уязвимых, с точки зрения безопасности, точках города, 300 установлено в метро, есть еще в трамваях и автобусах. Если происходит какое-то нарушение порядка, дежурный фиксирует лицо нарушителя или всё ДТП. Все материалы доступны полиции, суду и прокуратуре. Одна из важнейших камер была установлена на 15 этаже Дворца культуры и науки, на перед которым на площади Дефиляд находилась фан-зона. Она брала крупный план места, где одновременно пребывало 100 тысяч человек. Если что, мы могли записать лицо каждого. Кроме того, за фан-зону отвечала организация, которая выиграла тендер у города. Пользуясь камерами, мы наблюдали, как она выполняет свои обязанности.

– Можете ли вы привести пример эффективного использования камер?

– Мы постоянно контролировали перемещения болельщиков. Многие из них пользовались железной дорогой: рядом была остановка электрички. Поэтому мы договорились со службами, обеспечивающими безопасность здесь, что выход с Национального стадиона к остановке будет регулироваться. В итоге устранили такие ситуации, когда народ переполнял платформу, где уже нет места. В таком случае прямо отсюда подавался сигнал для поезда, и через пару минут пассажиры уезжали. Когда мы видели, каким маршрутом идет народ к стадиону, сразу же принимали решение – в какой момент приостановить уличное движение, чтобы пустить пешеходов по улицам.

Национальный стадион, г. Варшава

– Как проходила подготовка к чемпионату?

– У нас есть два вида служб, которые непосредственно не подчиняются мэру города – это полиция и пожарные. Но в соответствии с нашим законодательством мы можем помогать им в финансовом плане. Готовясь к Евро, мы в течение 5 лет передали варшавской полиции экипировку и технику на сумму 116 млн злотых. Для полиции закупили лошадей, служебных собак, автомобили, мотоциклы, а также мобильный центр мониторинга. На современное оборудование пожарной охраны потратили 21 500 000.

– Тем не менее, без инцидента с нападением на российских болельщиков не обошлось…

– 12 июня, когда проходил матч Польша–Россия, стал одним из самых сложных для нас дней. Пожалуй, самым сложным. Приехало несколько тысяч болельщиков из России, которые в организованном порядке хотели пройти на стадион. Наиболее агрессивная часть наших фанатов среагировала на это нервно. Мы постарались сделать все, чтобы никто не пострадал. К сожалению, хулиганы все-таки напали на группу россиян. Однако благодаря камерам нам удалось установить всех нападавших, и полиция потихоньку их всех выловила.

– Какие пять главных советов вы дали бы своим российским коллегам по организации подготовки к чемпионату мира по футболу?

– Во-первых, обязательно создание штаба, в котором были бы представлены разные службы: государственные, которые отвечают за безопасность и общественный порядок, и городские, которые отвечают за транспорт, за уборку улиц. Взаимодействие структур позволит быстро решать важные проблемы.

Во-вторых, необходимо усиление городского транспорта, нагрузка на который в дни чемпионата увеличивается. Можно предложить людям проходить некую дистанцию пешком. Мы поддержали эту идею, но для болельщиков-инвалидов пустили автобусы по специальной окружной дороге. Это позволило им быстро добраться из дальних районов до стадиона.

В-третьих, важна медицинская помощь. У нас были специальные больницы, готовые обслужить болельщиков, членов команд и випов.

В-четвертых, важно, если не самое важное, налаживание коммуникаций с жителями города. Какие улицы будут закрываться, где не будет работать городской транспорт, – обо всем этом горожане должны быть заранее предупреждены.

И, наконец, пятое. Чтобы все это организовать, нужно иметь денежные средства, и получение этих средств должно быть гарантировано.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления