Развлечения Кто вы, мистер Сноуден?

Кто вы, мистер Сноуден?

Последние два месяца заголовки российских и заграничных СМИ вопят об Эдварде Сноудене. Американские власти велят ему гореть в аду по статье за разглашение государственной тайны, королевская академия наук в Швеции выдвигает его на Нобелевскую премию мира, Россия до сих пор думает, давать ему политическое убежище или нет, а между тем треть наших сограждан не сильно представляют, кто это такой.

Вкратце. Эдвард Сноуден – тридцатилетний системный администратор, последние десять лет работавший на ЦРУ и АНБ, принимая участие в создании программ контроля над мирным населением, обходящих то положение конституции США, которое защищает личную жизнь её граждан. Разуверившись в благих целях своей работы, Сноуден попрощался со своей девушкой и улетел в Гонконг, откуда вел откровенные беседы с представителями Guardian и Washington Post. Выдав прессе всё, что он считал нужным, Сноуден раскрыл свою личность и с тех пор слоняется по транзитной зоне Шереметьево, подыскивая себе лояльное государство и отмахиваясь от предложений мистера Путина более не наносить вреда американским госструктурам.

Между тем кинематограф давно и в красках показал, чем могла обернуться ситуация, в которой Сноуден бы сидел себе на окладе в $200 тысяч в год и молчал. Редакция сайта подобрала самые яркие иллюстрации оруэлловского мира, в котором принципы человечности государственной машине неизвестны.

Сеть (1995)

Бета-тестировщик Анжела Беннет (Сандра Буллок) случайно получает в распоряжение новую программу. Обнаружив, что это троян для взлома основных баз данных компьютерных систем, Анжела было поднимает визг, однако группа хакеров, которые всё это устроили, «взламывают» её личность и переписывают всё так, будто она опасная преступница в розыске. Теперь героиню пытаются замочить, но несмотря на все неудобства, устроенные хакерами, Анжела слишком сильно хочет вернуть себе прежнюю жизнь.

Еще бы – из законопослушной тихой офисной мыши одним мановением клавиши Анжела превращается в безработного бомжа со сложной криминальной судьбой. Эта история подчеркивает опасность перевода персональных данных на хранение из тумбочки в Сеть, где какой-нибудь дурачок в любой момент может ими воспользоваться. За последствиями долго ходить не надо – деньги с кредиток хакеры уже научились тырить.

Враг государства (1998)

Сенатора, отказавшегося голосовать за законопроект об использовании дальней связи (читай – о слежке за любым гражданином страны), цинично убивают на пустынной набережной. И все шло бы замечательно, если бы на противоположном берегу в то утро какой-то орнитолог не поставил камеру. Обнаружив на пленке жуткие подробности убийства сенатора, о котором трубит весь город, чувак пускается с кассетой в бега, по пути подкидывая её знакомому адвокату (Уилл Смит). И теперь уже ему придется бегать от злодеев, которые по счастливой случайности вовсю пользуются системами тотального слежения.

Тони Скотт в далеком 98-м был слишком в тренде, чтобы упустить возможность поцокать в адрес масонских программ. Компьютерные технологии в своем развитии показывают практические бесконечные возможности, и изобрести и внедрить завтра под личиной всеобщего блага можно какое угодно программное обеспечение. Хоть бы и для слежки. Правда, поворачивать пакетики и вычислять изменение их веса по картинке с камеры наблюдения вряд ли можно.

Особое мнение (2002)

Достаточной крутая постановка Спилберга по роману Филипа Дика – об условно положительном использовании технологий будущего на благо страны. Фишка в том, что специальный отдел занимается раскрытием преступлений еще тогда, когда они не совершены: в большинстве случаев ОМОН успевает прибыть к месту происшествия вовремя, таким образом сажая в тюрьму виновных в том, чего они как бы и не совершили. История начинается, когда руководитель этого отдела Джон Андертон (Том Круз) обнаруживает на картинках будущего самого себя в роли убийцы. Этот факт герой старательно скрывает, и пытается попутно выяснить, какого, собственно, рожна.

Сама идея предотвращения убийства раскрывается в первой же сцене, где буйный ревнивец готовится зарезать неверную. Картина происшествия в будущем рассматривается целым подразделением с нескрываемым удовольствием – о приватности постельных приключений можно и не мечтать. Фильм в целом был положительно оценен критиками и даже чуть не отхватил «Оскар» за монтаж звука.

Крепкий орешек 4.0 (2007)

Если бы Сноуден пользовался меньшей добродетелью, чем есть, этот фильм был бы как раз про него. По сюжету, сотрудник АНБ Томас Гэбриэль, обнаруживая дыры в системах глобального управления энергетическими ресурсами страны, отчаивается донести эти проблемы вышестоящему руководству и президенту США, после чего увольняется и разрабатывает диверсию, которая призвана убедить бывших боссов в их неправоте. При этом Гэбриэль не брезгует убийствами, похищениями и прочими тяжкими преступлениями. В дело, разумеется, втягивается отпускной МакКлейн, который подвизался доставить талантливого программиста живым и невредимым в штаб ЦРУ. Задача оказывается практически невыполнимой: террористы вырубают деятельность всех спецслужб и контролируют всё вплоть до светофоров.

Последняя более-менее вменяемая часть франшизы: последний «Орешек», где действие перебралось в Россию, из-за тысяч дурацких огрехов не считается. Тут их, конечно, тоже тысячи, особенно неправдоподобные прыжки по падающим истребителям, однако здоровое зерно в картине есть: программы любого тотального контроля не могут быть безупречными. Даже в секретные базы данных можно залезть на раз-два.

На крючке (2008)

Беспечный неудачник Джерри Шоу (Шайа ЛаБаф) после смерти брата обнаруживает на своем счету нехилую сумму денег, а в следующий момент вовлекается в какую-то бессмысленную беготню, которой заведует тетенька из телефона. Тетенька знает всё про всех, при каждом удобном случае шантажирует героя и велит срочно добраться до какого-то суперкомпьютера, чтобы запустить там программу, над которой работал его брат. В напарники Джерри подсовывают другую тетеньку, чей сын вроде как в заложниках.

Так они и бегают – под контролем, без возможности обмануть странного террориста, под пристальным наблюдением камер слежения. Система, которая была написана для того, чтобы помогать людям, обернулась против них самих. Пожалуй, в этом – главная опасность подобных программ.

Правда, судить Сноудена, если тот попадется, будут отнюдь не морализаторы, а такая же государственная машина, против которой он пошел. И судить будут несмотря на обещанную Нобелевку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
406
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
«Городские легли под пиндосов»: какой получилась антиутопия Алексея Иванова о Магнитке, Челябе и «Гринписе»*
Дарья Милославская
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Объявления