Для зрителя показ фильма в кинотеатре – это мягкое кресло, попкорн с газировкой, хорошая компания и большой экран. Никто и не догадывается, что происходит за стенкой, в киноаппаратной, когда гаснет свет. Но мы готовы приоткрыть завесу тайны, рассказав вам о непростых буднях киномеханика Сергея Кузнецова. Откройте для себя мир кино с обратной стороны.
Киноманом Сергей Михайлович не является, но так получилось, что всю жизнь он отдал кино. Учился профессии в специальном училище по подготовке киномехаников, окончил Ленинградский Институт киноинженеров (ЛИКИ). Работать начал еще с 79-го в кинотеатре «Искра», а в «СИНЕМА ПАРКе» трудится с открытия комплекса уже около восьми лет. Почему он пошел учиться на киномеханика – сейчас и не вспомнит. Говорит, что когда стал ходить в кинотеатр, то ему было интересно, что же происходит там, за проектором.
Сегодня старший киномеханик встречает посторонних в киноаппаратной, то есть нас с фотографом, с улыбкой: «С чего начнем? Раньше было бы интересней, когда пленка была, а сейчас все цифровое». Но у любого человека при виде рабочего места киномеханика глаза бы не знали на чем остановиться. Лабиринт коридоров, куча техники, мерцающие мониторы, 3D-очки, листки с расписанием на каждом посту, шкафчики, кинопленки. «Рабочая обстановка в аппаратной, – говорит Сергей Кузнецов. − Кажется, что беспорядок, но для нас это не так, как у любого человека на рабочем столе. Мы специально ничего не убираем».
Распорядок рабочего дня
В кинотеатре создается обманчивое впечатление, что для каждого зала есть отдельное помещение со своим проектором и ответственным за него человеком, но это не так. За время рабочей смены над всеми показами трудится только один киномеханик, перемещаясь от одной системы к другой. Общее расстояние аппаратной – 130 метров. В кинотеатре 9 залов, поэтому в час пик сеансы идут каждые 5-10 минут, попробуй успеть, а ведь все должно начинаться вовремя!
«Сейчас мы работаем головой и ногами, − рассказывает Сергей Михайлович. − Приходишь в аппаратную, все включаешь: загружаются сервера, проверяешь, чтобы по расписанию все совпадало. Вы наверняка встречались с тем, что перед началом сеанса на экранах появляется реклама? В расписании у нас есть блок рекламных роликов. Например, берём восьмой зал − за день в нем проходит шесть фильмов и перед каждым из них, разное количество рекламы. Еще проводится техобслуживание проекторов. Протираем их от пыли, проверяем работу ламп проецирования в зал, освещенность. Но все это происходит до начала первого сеанса. Мы постоянно в движении. Нельзя просто так взять, прийти, включить оборудование и уйти по своим делам».
Звук, форматы изображений, даже тушение света в зале регулируется из аппаратной. И за всем этим забываешь, что через стенку сидят зрители на очередном показе фильма. Пара нажатий кнопок, щелчок, и звук фильма заполняет пространство зала. Через небольшое окошко видна часть зала и экран. «Подходишь во время каждого сеанса и постоянно осматриваешь все. А то вдруг забыл проверить, и что-то случилось. Иногда бывает, что и постукивают в окно, − улыбается Сергей Михайлович. − Мы им: «Не лезьте, некогда! Уже занимаемся проблемой, не мешайте».
Культура поведения зрителей
На первый взгляд кажется, что из небольшого окошечка аппаратной сложно что-то увидеть, но периодически киномеханики замечают разные ситуации. Поведение зрителей, как считает Сергей Кузнецов, изменилось в плане привыкания к комфорту кинотеатров, стало больше развязности и ощущения собственной безнаказанности.
«Иногда такие кадры попадаются! Зрители развращаются от обслуживания. Зал нужно очистить, подготовить к следующему сеансу за пять-десять минут, а везде попкорн рассыпан, с ковролина его собирать тяжело. И скандалы в нашей сфере, далеко не редкое событие. Что-то не так – сразу возврат билета, мол, вы мне плохо фильм показали. (Улыбается). Раньше такого не было, в кинотеатрах на «посту» бабушки билетеры работали – у них все по струнке ходили. А теперь мы смотрим − зрители зал покинули, гасим лампы, а один товарищ остался, который титры до конца решил досмотреть. Так он жалобу писать собрался – не дали полностью атмосферу фильма прочувствовать. По правилам нельзя зрителю грубого слова сказать. У нас администраторами работают практически все действующие психологи, профессионалы, но даже они к концу смены говорят: «Я уже не могу!». Мужику с этим не справиться, а вот у женщин получается, но и их потом успокаивать приходится».
Защита от пиратства
Естественно, на величину аудитории кинотеатра влияет эксклюзивность показа, поэтому борьба с пиратством играет большую роль. Главная защита – ключ, который приходит по электронной почте для каждого фильма. А их закачивают через интернет или передают на жестких дисках. Новое расписание формируется в среду, обычно в этот же день приходят ключи, но могут прислать и раньше. Происходит загрузка фильма на сервер, но открыть его без ключа не получится. Кроме того, в аппаратной есть камеры видеонаблюдения. Поэтому единственным выходом у «пиратов» остается съемка из зала, что тоже нелегко осуществить.
Это интересно: размер обычного фильма без 3D-эффекта равен 120 ГБ (1 ГБ = 1 минута).
«Был у нас один случай: закрытый показ, телевизионщики приехали. Они в сторонке встали, на штативе камеру закрепили и снимают. (Смеется). Если мы подобное видим, то сразу же охранникам звоним. На премьерах и значимых сеансах охрана ходит с приборами ночного видения. Если вы моего мнения на «пиратство» спрашиваете, так я вовсе не представляю, как «экранку» можно смотреть. В зале звук и изображение лучше, приятней смотреть. С большим экраном другие ощущения».
Преимущества IMAX
Особенно Сергей Михайлович оживляется, когда речь заходит о зале с IMAХ. Единственная система IMAX в Челябинске представляет собой две больших коробки-проектора, сенсорную панель и звуковую систему – напоминает пульт управления космическим кораблем.
«В IMAX все удобно – и показатели доступны с автоматической настройкой звука, изображения, но система закрытая, многое мы вообще не имеем права делать. Например, лезть в сервера – если откроем, то он перестанет работать, вся система блокируется. Даже уровень звука не можем менять. У компании свои нормы».
Круглосуточная поддержка поможет в любое время. А если случится серьезная поломка, то могут прислать своего специалиста. Один уже был в кинотеатре, когда устанавливали систему. «Приехал канадец корейского происхождения по имени Патрик,− вспоминает Сергей Кузнецов. – Один, без помощников, не зная русского языка, приходил утром и занимался своим делом. Смотришь – он таскает тяжелые ящики, подойдешь, поможешь, а он: Thank you, thank you. Самым сложным было поднять IMAX сюда − он весит 800 кг. А так Патрик все делал один, только колонки помогали ему укреплять».
Это интересно: лампа для IMAX работает 800 часов, ее хватает на два месяца. Консоль управления на Windows ХР, сервера – на Linux. Она считается надежнее,ведь на ней меньше вирусов. Оболочка Linux переведена на русский язык, а сам IMAX на английском.
Пленка в прошлом
И пусть техника сегодняшнего и завтрашнего практически в каждом кинотеатре, но от показов с пленкой осталась не только память. Найти в аппаратной пленочный кинопроектор не составило труда – он все так же стоит на рабочем месте в одном из залов, только пленка уже не крутится. Рядом стоят две большие бобины (катушки, на которые наматывается пленка – прим. автора), круглые футляры, в которых лежали фильмы. Аппаратура выглядит ухоженной и готовой к работе, а в это все еще трудно поверить, ведь перед тобой – настоящая история.
Сергей Михайлович с особой теплотой вспоминает те времена: «От пленки практически все отказались, но ещё не до конца. Вдруг фильм старый или театральные сезоны будут не оцифрованные. Возвращаться на пленку не будут, это не виниловая пластинка, слишком много затрат. (Улыбается.) Раньше пленку через почту или службу доставки привозили. Она отработает какой-то срок, и уже начинают полосы идти. И рвалась постоянно, прошло 150-200 сеансов – на экране ничего не видно».
Но кинопленки с бобинами и проектора для показа не достаточно – фильм еще собрать нужно! Специальный перемоточный стол, лента и пресс для склеивания необходимы, чтобы подготовить фильм к сеансу. Обязательной является вклейка роликов, поэтому сам процесс занимал раньше куда больше времени. Это не флешку с фильмом в компьютер вставить.
Специфика работы
Своя доля риска и непредсказуемости сохраняется в работе киномеханика до сих пор. Трудности подстерегают при замене ламп для кинопроекторов. «Бывали случаи, что лампы и в руках взрывались, – рассказывает Сергей Кузнецов. – У нас женщина работает, стала вытаскивать лампу из проектора, а она у нее в руках и взорвалась».
Поэтому существует специальная защитная форма для замены ламп. Сергей Михайлович достает увесистую желтую куртку. Она кевларовая, а значит ее нельзя ни пробить, ни порезать, ни сжечь. Также на руки надеваются перчатки, а на голову – прозрачная каска. Кроме этого, в шкафу лежит ящик с инструментами и фонариком. Все прислали вместе с IMAX. Сама замена ламп происходит по ночам.
Работа киномеханика
В такой энергозатратной работе короткий отдых необходим, поэтому для перерыва Сергей Михайлович и киномеханик Мишель, ответственный за смену в киноаппаратной, вышли на лестничную клетку. Здесь и воздух прохладнее, и гула вентиляции не слышно.
«Есть люди, которые просто работают. Мы с этого начинали, а теперь эта работа стала смыслом жизни, и нам это нравится, – говорит старший киномеханик. – Даже не сам кинематограф, а возможность показывать кино, работать с техникой. Здесь своя атмосфера, посторонний человек не задержится в аппаратной просто по духу. Эта работа не для всех. К нам приходят, пытаются, посмотрят и уходят. В кино всегда работали энтузиасты, своя каста».
Сейчас киномехаником может стать любой человек, даже без образования, были бы желание, светлая голова и выносливость, а дальше научат. «Это работа для молодых, больше технарей, – делится Сергей Михайлович. – И компьютер нужно знать, и руками уметь что-то делать. У меня сын здесь работает почти два года. Нормально, он молодой, пришел и разобрался, хотя здесь столько тонкостей и нюансов. Мы ведь должны знать аппаратуру, сервера и сеть. Это работа уникальна в том смысле, что нужно знать все. Необходимо разобраться в проблеме по-быстрому и решить ее, чтобы зал не стоял».
Несмотря на то, что технологии с каждым годом совершенствуются и требуют все меньше присутствия человека, Сергей Михайлович Кузнецов уверен, что роботы никогда не заменят киномехаников. И за проекторами в аппаратной по-прежнему будут стоять люди, о которых зрители никогда не узнают, ведь они – по ту сторону экрана.
За организацию съемок, а также консультацию для создания материала благодарим СИНЕМА ПАРК Челябинск.
Фото: Фото Григория СОТНИКОВА