Дорожка, кегли, шары и сменная обувь – этими словами может описать игру каждый гость боулинг-центра. Но за простой игрой кроется работа большого количества механизмов и обслуживающих их персонала. Если хотите развеять для себя мифы о волшебном появлении кегель и шаров на дорожках, читайте новый выпуск «Обратной стороны». Вся информация о рабочих буднях механика боулинга из первых рук.
Большой и современный зал для боулинга в «Мегаполисе», на первый взгляд, не скрывает за собой ничего, кроме места для комфортного отдыха. Но это лишь то, что видят обычные посетители боулинг-центра. Чтобы перебраться из мира гостей в мир механиков, достаточно пройти рядом с крайней правой стеной последней дорожки. Неприметная дверь приведёт в место, которое и является внутренней «кухней» любого зала для боулинга. Старший механик Сергей оглядывает ряд громоздких машин с улыбкой – сейчас в помещении стоит редкая тишина. Это место напоминает цех, конец которого сложно увидеть.
Как работают боулинг-машины
«Машина для установки кеглей называется пинсеттер, − Сергей начинает свой экскурс для непосвященных в мир боулинга. − Механизм состоит из нескольких частей. Установочный стол выполняет три функции. Обнаруживает стоящие кегли после посыла шара, забирает не сбитые и затем расставляет их. Распределитель перемещает кегли с элеватора и располагает их таким образом, чтобы их мог забрать установочный стол. Ещё одной частью машины является уборочная вагонетка (или «грабли»). После броска шар исчезает, а сам проход фиксируется. В это время «грабли» опускаются и убирают сбитые кегли, чтобы они не выкатились на дорожку».
Всё оборудование, установленное в зале, − это боулинг-машины ведущего американского производителя Brunswick. Под этим брендом выпускается специальное масло для дорожек, кегли и даже обувь для боулинга. По словам Сергея, к ней есть определённые требования: она должна скользить в зоне разбега перед броском, поэтому подошва и носочек сделаны из грубой и шлифованной кожи, а пятка − резиновая. Всё дело в том, что кожа скользит по пластику, из которого состоит дорожка, а резина – нет. Это помогает игроку тормозить пяткой до фул-линии перед броском.
Рабочий день механика боулинга
«Смена начинается с обслуживания дорожек и самого пластикового покрытия. Утром специальная машина моет их раствором, затем наносится слой масла на 2/3 дорожки, чтобы она не стиралась, − делится Сергей. − Механики занимаются техническим обслуживанием по определённому регламенту либо заменой изношенных деталей. Во время смены мы находимся только в этом помещении».
Как только Сергей включает одну из машин, помещение заполняется шумом и скрежетом. Механизм приходит в движение, и в боулинг-машине начинают крутиться кегли, работать различные лопасти и зажимы. Всё это напоминает работу станка на заводе, разобраться в которой могут лишь профессионалы. Позади машин установлена специальная панель с кнопками, которые механик периодически нажимает, перебираясь от одной машины к другой по небольшому мосту из досок. Сергей уверенно маневрирует среди рядов оборудования и даже успевает исправить очередную неполадку – внутри машины обнаружился инородный предмет. «На пинсеттерах горит специальная лампочка – если цвет зелёный, то всё в порядке, а если мигает красный огонёк, то придётся поискать поломку», − объясняет старший механик.
Непростой ремонт
Большую помощь в быстром устранении поломок оказывают сами игроки, ведь именно они сообщают администратору о том, что перестали выходить шары, а тот уже звонит с этой проблемой механику. После сообщения дорожка прекращает работу. В отличие от многих компьютеризированных систем в боулинге точно узнать, в чём заключается поломка, очень сложно. У механика есть информация только о том, в какой части машины неполадка, но без конкретики.
«На пинсеттере расположены около тридцати датчиков, каждый фиксирует определённую поломку, − говорит старший механик. − Когда срабатывает датчик, то выводится код ошибки, который может подразумевать десятки разных причин. У нас высвечивается, какую функцию не выполняет дорожка, например не выставляется седьмая кегля. Ты ищешь причину, почему это не происходит, механическая или электронная поломка, может быть, вообще проводка перегорела. Крупные поломки могут устранить только два механика».
Система определения сбоя работает так − если за полторы минуты машина не успевает набрать кегли, то она останавливается. По иронии, такое часто происходит, если люди хорошо играют и часто выбивают страйки. Некоторые гости не только пробивали своими ударами отбойные доски и «грабли» в машине, но и оставляли «автографы» на потолке.
Сергей улыбается, перебирая в памяти запомнившиеся случаи: «Несколько раз получалось так, что человек при броске улетал вместе с шаром на дорожку, что, кстати, было плачевным для его одежды – следы масла плохо отстирываются. Иногда игроки пытаются дойти до конца дорожки и посмотреть, куда уходят кегли, причём это не дети, а взрослые люди! А это очень опасно, ведь когда дорожка включена, то оптический датчик фиксирует проход шара, и если человек начнёт смотреть и разглядывать все механизмы, то может получить удар по голове. Правда, может быть и обратная ситуация – дорожка закрыта на ремонт, механик работает, а гости продолжают кидать шары, и он становится живой мишенью».
Будни механиков
Из зала с пинсеттерами можно напрямую пройти в рабочие апартаменты механиков. За массивной дверью надоедливый шум боулинг-машин не слышен. Просторное помещение занимают ящики с инструментами, запчастями и специальный стол для ремонта деталей. В основном здесь занимаются ремонтом узлов с дорожек, подшипников и восстановлением датчиков, которые тоже выходят из строя. Кроме того, всё оборудование подвергается чистке.
«Некоторые запчасти идут по три месяца, потому что заказываем не только из Москвы, но и из Европы и США. Раз в год меняем кегли, а шары по степени повреждений – либо прожигаются лентой, либо раскалываются. Стараемся держать марку, ведь работаем в «Мегаполисе» целых десять лет», – рассказывает Сергей.
Следующая дверь ведёт в комнату с более неформальной обстановкой. Кровать, микроволновка, стол и специальная панель, на которой расположены восемнадцать лампочек, каждая из них горит зелёным или красным цветом. Механику всегда надо быть начеку. «Поведению гостей порой приходится удивляться, − говорит Сергей. − Бывает и так, что к нам заходят, даже один раз пришлось применить силу. Появляется сильно пьяный гость, начинает кого-то искать, а тут были я и второй механик. Мужчина неожиданно стал нападать на нас, но мы его скрутили и подержали до прихода охраны, они и увели его. Может быть, девушку свою искал и поэтому сюда пришёл». (Улыбается.)
На стенах комнаты можно заметить почетные грамоты и различные фотографии с турниров по боулингу. Периодически проводятся внутренние турниры для персонала, в которых участвуют команды бухгалтерии, рекламщиков, отдела кадров и других служб, в том числе и команда механиков боулинга. На вопрос о победителях Сергей отвечает с улыбкой: «Раньше, когда участвовали механики, то они выигрывали, а потом я устал, и перестали побеждать». Но и сегодня на дорожках можно увидеть не только отдыхающих в неформальной обстановке гостей. По словам старшего механика, уже два раза в КРК «Мегаполис» был организован международный рейтинговый турнир. А последние два года посетители могли принять участие в любительском турнире, главное – желание, а возможность повысить уровень мастерства непременно появится.
Овладение профессией
За час до открытия боулинг-центра должна проходить ежедневная обкатка всех игровых дорожек, поэтому в одиннадцать утра мы оставили рабочее помещение. Только после этого стало понятно, насколько обратная сторона боулинга отличается от его внешней простоты и веселья. Музыка из колонок, яркий свет и дорожки, ожидающие прихода гостей. Но первыми после чистки и нанесения масла их опробуют механик и администраторы, уже ставшие, наверное, мастерами в этом деле.
«Боулинг – это интересная и азартная игра. Можно приходить вместе с детьми, для них у нас даже специальные бортики установлены, – рассказывает Сергей. – А что касается меня – игра, конечно, захватывает дух. Первые два-три года было интересно, а сейчас это просто моя работа. Я ведь попал в профессию как – в студенческие времена искал подработку и устроился сначала охранником в другом боулинг-центре. Показалась интересной работа механиков, и как только открылся «Мегаполис» в 2004 году, я услышал, что там будет место для боулинга и решил попробовать свои силы. Изначально здесь был пустой и голый зал, я с установкой оборудования помогал монтажникам. Приезжали московские представители, обо всём рассказывали. Специально профессии в России нигде не обучают, есть только курсы в Москве. В основном старшие механики консультируют новичков, учат их особенностям этой работы. В принципе ничего сложного нет, лишь бы человек дружил с техникой. Тут нужен широкий профиль. Механика простая, а электроника посложнее».
Боулинг в России популярен уже давно, но автоматизации системы не происходит, ведь, по мнению Сергея, механик для боулинг-машины – как автослесарь. Механизм всегда требует техобслуживания, которое способен осуществить только человек. На вопрос, помогает ли ему знание специфики работы боулинг-центра лучше играть, Сергей улыбается: «Нет, в боулинге куда важнее мастерство и практика. Секрет, как больше сбить? Есть один способ − механику сказать, чтобы он кегли сбивал. Гостям ведь, я думаю, без разницы, кто и как выставляет новые кегли».
КРК «Мегаполис»,
адрес: Свердловский пр., 51а,
тел.: 247-45-45.
Фото: Фото Григория СОТНИКОВА, видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Аликбека ЮСУПОВА